Строительные нормы велодорожек, обустройства бордюров и велостоянок. Велосипедная дорожка Где можно ездить

Добрый день, уважаемый читатель.

В начале весны 2014 года были опубликованы очередные изменения , вступающие в силу 8 апреля 2014 года . Сразу же хочу сказать, что количество изменений достаточно большое и они затрагивают практически всех участников дорожного движения.

Именно поэтому сегодня я начинаю новую серию статей "Изменения ПДД в апреле 2014 года". В первой статье серии будут рассмотрены: изменившийся раздел основные понятия (понятия велосипед, мопед, пешеход и т.д.), необходимость наличия прав на скутер, особенности движения и остановки на полосах для двухколесный транспортных средств.

Как Вы уже скорее всего догадались, большая часть изменений ПДД от 8 апреля направлена на введение новых . Однако речь о самих велосипедистах пойдет в следующей статьей. Сегодня же будут прежде всего рассмотрены обновленные правила для водителей механических транспортных средств и пешеходов.

Еще раз подчеркиваю, что рассматриваемые изменения затрагивают практически всех участников дорожного движения, так что не упускайте их из виду.

Понятие велосипед

Рассмотрим обновленное понятие "велосипед":

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

"Велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом.

Обратите внимание, начиная с 8 апреля 2014 года велосипед может иметь электродвигатель небольшой мощности (до 0,25 кВт) с максимальной скоростью 25 км/ч.

Отмечу, что на практике мне однажды приходилось общаться с хозяином велосипеда, обладающего электродвигателем. Он утверждал, что двигатель разгоняет велосипед до 40 км/ч. В соответствии с обновленными ПДД (да и со старыми тоже), такое транспортное средство является мопедом, однако об этом речь пойдет ниже.

Еще раз. В новых правилах велосипед приводится в движение либо мускульной энергией велосипедиста, либо небольшим двигателем.

Немного забегу вперед и скажу, что в следующей статье серии мы обсудим ситуации, в которых велосипедисты могут двигаться по тротуарам (с 8 апреля это будет возможно). Так вот, если по тротуарам начнут массово "рассекать" электровелосипеды со скоростью 25 км/ч, то пешеходам не позавидуешь.

Велосипедная дорожка и полоса для велосипедистов

В правила дорожного движения вводятся два новых понятия: велосипедная дорожка и полоса для велосипедистов:

"Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

Велосипедная дорожка обозначается знаком 4.4.1:

Полоса для велосипедистов обозначается сочетанием знаков 8.14 и 4.4.1:

Обратите внимание, что велосипедная дорожка отделяется от проезжей части и тротуара конструктивно, например, бордюром или забором. В то время как полоса для велосипедистов располагается непосредственно на проезжей части, а границы ее обозначены разметкой.

Велосипедная дорожка предназначена только для движения велосипедов, а по велосипедной полосе кроме велосипедов могут двигаться и мопеды.

В общем, понятия похожие. Если с первого раза понять различия Вам не удалось, то рекомендую перечитать вышеприведенный пункт.

Еще одно похожее понятие - велопешеходная дорожка :

"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.

Велопешеходная дорожка отделена от проезжей части конструктивно. По сути, это та же самая велосипедная дорожка, по которой кроме велосипедов могут двигаться также и пешеходы.

Существуют 2 типа велопешеходных дорожек:

  • с совмещенным движением;
  • с разделением движения.

На велопешеходной дорожке с совмещенным движением велосипедисты и пешеходы движутся вперемешку. Начало такой дорожки обозначается знаком 4.5.2, а конец - знаком 4.5.3:

На велопешеходной дорожке с разделением движения потоки велосипедистов и пешеходов отделены друг от друга разметкой или конструктивно. Начало такой дорожки обозначается знаком 4.5.4 или 4.5.5, конец - знаком 4.5.6 или 4.5.7:

Пешеход, пешеходная дорожка, тротуар

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Начиная с 8 апреля 2014 года правила четко определили статус людей, катающихся на роликовых коньках (роллеров). Теперь роллеры официально являются пешеходами , т.е. они не могут двигаться по проезжей части вместе с автомобилями. Роллеры должны передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, могут переходить дорогу по пешеходным переходам.

Скорее всего для самих роллеров это изменение является неприятным, поскольку по моим наблюдениям многие из них любят кататься про проезжей части, где качество асфальта существенно выше.

"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

"Пешеходная зона" - территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

Пешеходная дорожка и пешеходная зона предназначены только для движения пешеходов.

Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:

Пешеходная зона - знаками 5.33 и 5.34:

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Еще один элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов - тротуар . Начиная с 8 апреля 2014 года тротуар может примыкать не только к проезжей части, но и к велосипедной дорожке.

Мопед и права на мопед

Существенно изменилось и понятие мопед . Теперь мопед (скутер) считается механическим транспортным средством :

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Обратите внимание, к мопедам теперь приравниваются также и транспортные средства, имеющие электродвигатель мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт.

Еще раз подчеркну, что мопеды теперь являются механическими транспортными средствами.

Напомню, что с 8 ноября 2013 года в России введены . Кроме того, с 1 апреля 2014 года введены , содержащие категорию М.

В связи с этим, начиная с 8 апреля 2014 года водители скутеров должны иметь при себе водительское удостоверение:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Т.е. начиная с 8 апреля 2014 года за управление мопедом или скутером без прав, водитель может получить штраф. Размер штрафа составляет 5 000 - 15 000 рублей.

В пункт 2.1.1 ПДД внесено следующее изменение:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

Таким образом, водители мопедов должны предъявлять сотрудникам ГИБДД только права. Регистрационные документы предъявлять они не обязаны. Отмечу, что хотя скутеры и мопеды теперь являются механическими транспортными средствами, ставить их на учет в ГИБДД не нужно:

1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.

Номера для скутеров и мопедов также не предусмотрены.

Пешеходы на велопешеходных дорожках

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Обновленный пункт 4.1 правил ставит велопешеходные дорожки в один ряд с тротуарами и пешеходными дорожками. Пешеходы должны двигаться именно по ним. И только если рядом нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, ни обочины, пешеходы могут выходить на велосипедную дорожку или проезжую часть.

Движение автомобиля по полосе для велосипедистов

Обновленный пункт 9.9 запрещает механическим транспортным средствам (кроме мопедов) двигаться по велосипедной полосе:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Что касается велосипедных и велопешеходных дорожек, то по ним запрещается движение всех механических транспортных средств (в том числе и мопедов).

Еще раз подытожу для водителей мопедов и скутеров:

  • по велосипедным полосам ездить можно;
  • по велосипедным и велопешеходным дорожкам - нельзя.

Остановка на полосе для велосипедистов

Обновленный пункт 12.4 ПДД запрещает остановку на полосе для велосипедистов:

12.4. Остановка запрещается:

на полосе для велосипедистов.

Подобное нарушение повлечет за собой .

Уступить дорогу велосипедистам

Ну а в завершение данной статьи я хочу рассмотреть, на мой взгляд, самое спорное изменение правил:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Обратите внимание, что теперь водители обязаны при повороте на перекресте уступить дорогу не только пешеходам, но и велосипедистам . При этом не имеет значения, едет велосипедист по велосипедной дорожке или нет, съезжает ли он с тротуара, едет ли он на красный сигнал светофора, едет ли он по пешеходному переходу. Если произойдет ДТП в любом из перечисленных выше случаев, то одним из его виновников окажется водитель автомобиля.

Рекомендую всем водителям с 8 апреля 2014 года обращать особое внимание на повороты на перекрестках. Ведь ситуация усугубляется еще и тем, что велосипедист может двигаться со скоростью 25-30 км/ч (в 5-6 раз быстрее пешехода). И если уж пешеходы, бывает, на дороге появляются неожиданно, то что уж говорить про велосипедистов.

Давайте еще раз вспомним изменения правил дорожного движения, рассмотренные сегодня:

1. Велосипедами теперь считаются не только транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой, но и имеющие электродвигатель мощностью до 0,25 кВт. Для движения велосипедистов вводятся велосипедные полосы, велосипедные дорожки, велопешеходные дорожки. Первые отделены от дороги разметкой, вторые и третьи - конструктивно.

2. К пешеходам теперь также относятся и роллеры. Двигаться пешеходы кроме традиционных тротуаров, пешеходных зон и пешеходных дорожек могут и по велопешеходным дорожкам.

3. Мопеды и скутеры с 8 апреля являются механическими транспортными средствами. Водитель мопеда обязан иметь водительское удостоверение и предъявлять его по требованию сотрудника ГИБДД. Регистрация и получение номеров мопедам не требуются.

4. Водителям запрещено движение по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам. Остановка на велосипедных полосах также запрещена. Кроме того, водители обязаны уступать дорогу велосипедистам при повороте на перекрестках.

Идет добавление комментария

Вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения (ПДД), расширяющая права велосипедистов. Для них введены новые дорожные элементы - велосипедная и велопешеходная дорожки. Кроме того, отныне водители обязаны чаще уступать велосипедистам дорогу. Согласно новым ПДД, владельцы мопедов должны ездить с правами, однако первые несколько месяцев инспекторы требовать удостоверения не будут.


Сегодня вступило в силу постановление правительства РФ №221, изменившее действующую редакцию ПДД. «Внесенные изменения приведут к уменьшению спорных ситуаций в дорожном движении и увеличению безопасности его наименее защищенных участников, будут способствовать выработке рационального транспортного поведения всех участников дорожного движения начиная с раннего возраста»,- пояснили в ГИБДД.

Основных нововведений, по сути, два. Первое - это обязанность водителей уступать велосипедистам на перекрестке при повороте в любую сторону (см. п. 13.1 ПДД ниже). Ранее эта обязанность возникала только в том случае, если велосипед едет по отдельной велосипедной дорожке, сейчас это нужно будет сделать в любом случае. Кроме того, в новых ПДД подробно описано, где в городе и при каких условиях нужно двигаться на велосипеде (см. раздел 24 ПДД).

Второе новшество касается владельцев мопедов и скутеров: им теперь нужно иметь права. Однако, поскольку удостоверения получить пока еще никто не может, то инспекторы ГИБДД требовать документы с граждан пока не будут. Вероятно, первые права скутеристы начнут получать не раньше чем летом. Напомним, что водителям с действующими правами получать категорию М для вождения мопедов и скутеров не нужно, она открыта у них по умолчанию, согласно новому закону.

Еще одно нововведения касается проезда сервисной техники (п. 9.9 ПДД). Если раньше машинам коммунальных служб и грузовикам, обслуживающих магазины, разрешалось ездить по разделительным полосам, обочинам и тротуарам (для доставки груза, если другой возможности не имеется), то теперь это категорически запрещено.

Как изменится терминология


Уточненные термины:

Механическое транспортное средство - это

было: транспортное средство, кроме мопеда , приводимое в движение двигателем;

стало: транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Велосипед - это

было: транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем;

стало: транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Мопед - это

было: двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками;

стало: двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Пешеход - это

было: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;

стало: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства

Тротуар - это

было: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном;

стало: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Новые термины:

Велосипедист - лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедная дорожка - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Полоса для велосипедистов - полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

Пешеходная дорожка - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

Пешеходная зона - территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка) - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2–4.5.7.

Новые правила


Пункт 4.1 ПДД

было: пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам;

стало: пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Пункт 9.9 ПДД

было: запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения;

стало: запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2–24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам

Пункт 13.1

было: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке;

стало: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Изменения в разделе 24 ПДД (правила езды на велосипедах)

было: велосипеды должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам;

стало: допускается движение велосипедистов

а) по правому краю проезжей части в следующих случаях:

Отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

Габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

Движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

При движении велосипедистов по правому краю проезжей части велосипедисты должны двигаться только в один ряд;

б) по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

в) по тротуару или пешеходной дорожке в следующих случаях:

Отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

Велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до семи лет либо перевозит ребенка в возрасте до семи лет.

Новые правила движения велосипедов:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон;

Движение велосипедистов в возрасте младше семи лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон;

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м;

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по десять велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по десять пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.

Изменения в разделе 24 ПДД (правила езды на мопедах и скутерах):

Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов;

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

Управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

Перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

Двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

В этой части кратко отметим общие Правила для велосипедистов.

Светофоры

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Сигналы маневрирования

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой . При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Световые приборы

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари , на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Какая максимальная скорость велосипедиста?

Максимальная скорость движения велосипедиста ограниченна в равной степени, как и для других транспортных средств. В городе запрещено превышать установленный лимит в 60 км/ч, во дворах и жилых зонах разрешенная скорость не более 20км/ч. В обязательном порядке велосипедисты обязаны соблюдать требования дорожных знаком с ограничением скорости.

Кроме того, развить скорость выше 25км/ч велосипедист может только при помощи собственных сил, так как в соответствии с определением «Велосипед» развиваемая скорость велосипедным электродвигателем не может превышать 25 км/ч.

Расположение велосипедистов для движения на дороге

Требования для движения велосипедистов изложены в специальной главе Правил дорожного движения — «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Эта часть требует особого внимания.

Для велосипедистов в возрасте старше 14 лет

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Важно. Данный пункт устанавливает обязанность велосипедистам старше 14 лет двигаться по специально выделенному участку дороги при его наличии. Движение по иным элементам дороги запрещено. Все последующие пункты устанавливающие иное расположение велосипедистов на дороге являются последовательностью исключений из первого пункта .

Движение по правому краю проезжей части

Первое исключение — допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

И так, если отсутствует специальный выделенный участок дороги для движения велосипедов — велосипедист в первую очередь должен двигаться по правому краю проезжей части.

Движение по обочине

Второе исключение — движение по обочине :

  • в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Движение по тротуару или пешеходной дорожке

Третье исключение — по тротуару или пешеходной дорожке :

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Как видите — движение по тротуару или пешеходной дорожке является крайним случаем для движения по ним велосипедистов. Будьте внимательны и следуйте этой последовательности при определении элемента дороги для движения на велосипеде.

Для велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Велосипедистам до 14 лет запрещается движение по проезжей части и обочине.

Для велосипедистов в возрасте младше 7 лет

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

Велосипедисты младше 7 лет должны двигаться на участке дороги, предназначенном для движения пешеходов.

Правила движения велосипедистов по проезжей части

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд .

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м .

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м .

Правила движения велосипедистов по тротуару и пешеходным зонам

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

На тротуаре пешеходы и другие лица имеют полное преимущество перед велосипедистами. Это также относится и к пересечению дорог и пересечению выездов с прилегающих территорий при движении велосипедиста по тротуару.

Велосипедистам запрещается

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Выделим запрет поворота налево на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении и расположение велосипедиста перед поворотом.


Перед совершением маневра велосипедист, являющийся водителем, должен занять .

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…

Еще один важный момент, велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. В случае нарушения этого требования велосипедист не имеет преимущества в движении .

Запрещена буксировка велосипедов и велосипедами.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Запрещено движение по автомагистрали.

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение пешеходов, домашних животных, велосипедов , мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или по состоянию менее 40 км/ч;

Привилегии велосипедистов

15 апреля 2015 года в Правила дорожного движения , разрешающие движение велосипедов по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Воспользоваться этим правом возможно, только если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки или полоса для велосипедистов.

Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?

Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой никакой ответственности. Не смотря на то, что со стороны контролирующих органов внимание велосипедистам уделено минимально, законом все равно предусмотрена ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения. В начале статьи мы отметили, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.

Правила прямо запрещают управлять любыми транспортными средствами в алкогольном опьянении.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

Могут ли лишить права вождения автомобилем, если поймают в нетрезвом состоянии на велосипеде? Обратимся к статье КоАП РФ по которой наказывают пьяных водителей:

1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

На первый взгляд кажется, что статья полностью подходит для велосипедистов и сотрудники могут попытаться привлечь по ней. Однако для движения на велосипеде не требуется специального права управления и получение, как и лишение такого права никак не связано с управлением велосипедом. Для велосипедистов в КоАП РФ предусмотрена специальная статья, определяющая ответственность.

Обратите внимание, если управлять скутером или мопедом в состоянии опьянения, применение данной статьи полностью правомерно. Исключение для этой статьи только велосипедисты.

Штрафы для велосипедистов

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —
восьмисот рублей .

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

Нарушения Правил дорожного движения рассмотренных в этой статье для велосипедиста будут стоить 800 рублей, а в случае совершения нарушения в состоянии опьянения от 1000 до 1500 рублей.

Я (точнее, Марк Вагенбур) уже писал о том, . Но где Голландия, а где мы. Давайте лучше пообсуждаем, какой ширины должны быть велодорожки в нашей стране. Разумеется, не обойдется без критики.

Я знаю три стандарта, в которых что-то говорится о ширине велодорожек:
- СП 42.13330-2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (бывший СНиП 2.07.01-89).
- СП 34.13330-2012 Автомобильные дороги (бывший СНиП 2.05.02-85).
- ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Есть еще старые Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, дополняющие и детализирующие нормы градостроительного СНиПа, и несколько региональных и ведомственных нормативов . А интересующимся дорожной тематикой вообще, безотносительно велодорожек, будет интересен обширный и почти полный список норм для проектирования автомобильных дорог на сайте Сергея Давыдова Transspot.ru .

Правда, как это часто бывает, они местами противоречат и друг другу, и другим нормам (например, правилам дорожного движения). Несколько неясна и сама ситуация с самими этими стандартами.

Есть вопрос с тем, каким именно из документов — градостроительным или автодорожным, нужно руководствоваться. Традиционно проектировщики считали, что загородные дороги строят по автодорожному снипу, а городские улицы по градостроительному. Забегая немного вперед, скажу, что градостроительные нормы предусматривают большую ширину велодорожек, нежели автодорожные. И это было правильно и логично — в городах интенсивность велосипедного движения выше, и велодорожки должны быть шире.
Но с принятием закона об автомобильных дорогах оказалось, что улиц словно бы не существует вовсе, что они как буто тоже являются автомобильными дорогами, и что их тоже нужно проектировать по дорожному своду правил, то есть с узкими и неудобными велодорожками. Хорошие проектировщики все равно стараются в этом случае работать по СП 42, надеясь на адекватность и разумность экспертов, которые будут принимать их проекты. Но насколько правильна такая практика с формальной точки зрения, никто не знает. В проектных конторах над этим вопросом бьются специальные юридические отделы.
Еще запутаннее ситуация становится, если мы имеем дело с мостом. Мост — это точно не улица, даже если расположен в городе. И для него действуют дорожные нормативы плюс собственные мостостроительные нормы. В мостостроительных СНиПах и СП я про велодорожки ничего не нашел. А СП на автодороги не очень-то байк-френдли.

Второй вопрос похож на первый: какими именно из документов нужно руководствоваться — СНиПами или СП. От некоторых специалистов, работающих с новыми СП на практике, я слышал, что с принятием новых редакций были какие-то проблемы юридеческого характера. А на сайте справочной системы нормативно-технической информации docs.cntd.ru и новые СП, и старые СНиПы отмечены флажком “Актуальный”. И это не косяк составителей этой базы данных.
Разъяснение Министерства регионального развития (уже упразденного, кстати, что тоже не добавляет ясности) проливает немного ясности на этот казус — оказывается, “в целях переходного периода” ввод новых СП не отменял действия старых СНиПов. Я это понимаю так, что проекты, начатые до начала действия новых сводов правил, можно доделывать по старым снипам, а новые проекты нужно делать по новым сводам правил. Но переходный период, по-видимому, затянулся, и теперь это тоже вопрос для юридических отделов проектных контор и профильных комитетов городской администрации.

Last but not least — обязательность тех или иных норм. Помимо самих норм, приведенных в этих СНиПах и СП, существуют отдельные акты, которые указывают, какие из этих норм являются обязательными, а какие нет. Согласно старому переченю (Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р) требования велосипедных пунктов из старых СНиПов (пункты 6.18, 6.21 из СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство…” и пункты 4.35-4.37 из СНиП 2.05.02-89 “Автомобильные дороги”) были обязательными. А в новых СП согласно приказу Ростехрегулирования (№ 2079 от 01.06.2010) они стали нормами добровольного применения. Причем, мне кажется, это случилось потому, что в самих документах изменилась нумерация пунктов, а в приказе нет. В общем, это очередной зубодробительный казус для юристов.

Но вернемся обратно к основной теме. Итак, ширина велосипедных дорожек и полос.

В своде правил по градостроительству, планировке и застройке городских и сельских поселений (СП 42.13330-2011) приводятся такие цифры (таблица 8):

Категория дорог и улиц Ширина полосы движения, м Число полос движения Наименьший
радиус кривых
в плане, м
Наибольший
продольный
уклон, ‰
Ширина пеше-
ходной части
тротуара, м
Велосипедные дорожки:
обособленные
изолированные

20
30

1,50
1,50

1—2
2—4

30
50

40
30



11.7 На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:
до проезжей части, опор, деревьев 0,75
тротуаров 0,5
стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта 1,5

Примечание - Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией . Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении . Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара , должна быть не менее 1 м.

Такая же ширина полосы движения на велодорожке — полтора метра, приводится и в древних, 1994-го года, Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, дополняющих и детализирующих нормы проектирования улиц и дорог.

Вообще, этот СП — довольно прогрессивный документ. Еще когда он был СНиПом 2.07.01-89, в нем уже был такой пункт:

11.4 Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
А велосипедные дорожки тут не считаются какими-то второстепенными вещами, которые делаются по остаточному принципу. Они даже включены в классификацию городских улиц и дорог (таблица 7).

Итак, согласно своду правил, ширина полосы движения на велодорожке должна составлять 1.5 метра. И это самое простое, понятное и правильное требование, которое только может быть. Проектируешь велодорожку одностороннего движения с одной полосой — закладывай ширину 1.5 м. Делаешь велодорожку для двухстороннего движения — 3 м и ни сантиметром меньше. Хочется только добавить к этой норме только одно слово — чтобы полтора метра были не рекомендованной, а минимальной шириной. Чтобы эта норма не препятствовала делать велодорожки шире полутора метров, там где это оправданно и хватает места.

Любопытно ещё одно примечание к этой таблице. По-моему, ровно то же самое должно относиться и к велосипедным дорожкам:

8 При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
Однако, в этом документе расстояния до боковых препятствий вынесены в пункт 11.7. И этот пункт есть за что покритиковать. Обозначить минимальные расстояния до боковых препятствий, безусловно, нужно. Но такие требования, особенно если они завышены и при этом обязательны, могут использоваться в качестве аргумента против сооружения велодорожек — ведь далеко не везде есть возможность обеспечить указанные дистанции. Эти значения должны быть как-то обоснованы.

Полметра до тротуара и 75 см до проезжей части — это хорошо, но не всегда возможно, и зачастую можно значительно сократить это расстояние. В датских городах велодорожки вообще располагаются вплотную к проезжей части, обособление при этом выполняется только разницей в уровне проезжих частей: велодорожка располагается немного выше автодороги.
Полтора метра до автостоянки и остановки общественного транспорта — это я вообще не знаю, как понимать. Что имеется в виду под остановкой — остановочная площадка, посадочная площадка, или, может быть, павильон. И если велодорожка должна огибать посадочную площадку или павильон, почему она не может проходить на расстоянии, скажем в полметра от них? Автомобилям ведь разрешено проезжать вообще вплотную к остановке.
А вот . Что же, теперь получается, что велодорожка здесь вообще невозможна?.

Примечание к пункту 11.7 примечательно тем, что вот уже несколько лет или даже десятилетий вроде бы позволяет делать велосипедные полосы на проезжей части. Однако до недавнего времени велополосы не были предусмотрены в правилах дорожного движения. Более того, в этом СП предусмотрены даже велополосы для противошерстного движения, что представителей ГИБДД, по-моему, должно ввергать в трепет. Они ведь ведь отказываются согласовывать и обычные попутные велополосы.
Кстати, очень логично и предусмотртительно рекомендуется делать противошерстные полосы шире. Возможно, именно для того, чтобы можно было обогнать другого велосипедиста, не вылезая на сторону для встречного движения.

А вот про двойную линию разметки и про велополосы на тротуаре тут написано неправильно. Двойная линия разметки используется для разделения потоков противоположного направления, это подходит только для противошерстных велосипедных полос. А такой вещи, как велосипедная полоса вдоль тротуара, быть не может. Такая полоса вместе с самим тротуаром теперь должна называться велопешеходной дорожкой с раздельным движением. Ширина в 1 метр достаточна только для движения в одну сторону, а велопешеходные дорожки, как правило, подразумевают движение в обоих направлениях. Одного метра для этого явно мало.
В Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений ширина велосипедной полосы тоже указана равной 1 м. И вот это уже очень плохо. Чуть ниже расскажу, почему.

В общем, градостроительный СП неплох. Обратимся теперь к ГОСТ Р 52766-2007 “Автомобильные дороги. Элементы обустройства. Общие требования” и СП 34.13330-2012 “Автомобильные дороги” . В этих документах есть совершенно одинаковые пункты, касающиеся велосипедных дорожек (нумерация приведена по СП, в ГОСТ это пункты 4.5.3.3 и 4.5.3.4):

5.45 Ширина разделительной полосы между автомобильной дорогой и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 1,5 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром.
5.46 Основные параметры велосипедных дорожек приведены в таблице 5.24.

Таблица 5.24

Нормируемый параметр Рекомендуемые значения
при новом строительстве минимальные
при благоустройстве
и в стесненных условиях
Расчетная скорость движения, км/ч 25 15
Ширина проезжей части, м, для движения:
однополосного одностороннего
двухполосного одностороннего
двухполосного со встречным движением

1,0
1,75
2,50

0,75
1,50
2,00
Велопешеходная дорожка с разделением

Велопешеходная дорожка без разделения
пешеходного и велосипедного движения

Велосипедная полоса


4,00*

3,25 **

0,90

Ширина обочин велосипедной дорожки, м 0,5 0,5
Наименьший радиус кривых в плане, м:
при отсутствии виража
при устройстве виража

50
20

15
10
Наименьший радиус вертикальных кривых, м:
выпуклых
вогнутых

500
150

400
100
Наибольший продольный уклон, ‰ 60 70
Поперечный уклон проезжей части, ‰ 20 20
Уклон виража, ‰, при радиусе:
10-20 м
20-50 м
50-100 м

Более 40
30
20

30
20
15-20
Габарит по высоте, м 2,50 2,25
Минимальное расстояние до бокового препятствия, м 0,50 0,50

* Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 2,5 м.
** Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 1,75 м.
*** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 15 пеш/ч .
**** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 50 пеш/ч.

Тут есть вещи, ужасные абсолютно — применительно как к городским улицам, так и к загородным дорогам. Есть и нормы, которые для загородных велосипедных и велопешеходных дорожек еще кажутся допустимыми, но в городе делать велодорожки такой же ширины невозможно.

Пункт 5.45, постулирующий, что ширина разделительной полосы между велодорожкой и проезжей частью должна составлять не менее полутора, а в стесненных условиях не менее одного метра, как будто подтверждает мнение тех специалистов, кто считает это стандарт неприменимым для городских улиц. Полтора метра — это слишком много, в городе это стало бы не средством обеспечения безопасности, а заградительным барьером для строительства велодорожек.

А вот ширина различных велосипедных дорожек в этом документе, наоборот, слишком мала.

75 сантиметров — ширина самого велосипеда и сидящего на нем человека. Разве бывают автомобильные полосы шириной 2 м? Этого пространства достаточно, чтобы стоять, но двигаться в такой полосе затруднительно. Да, есть такие соревнования, где надо ехать по полосе шириной всего в 30 см. Но мы ведь говорим не о цирке.

Однополосных односторонних велодорожек такой ширины, как указана в таблице — 75 см или даже 1 метр — вообще не должно существовать. Велодорожка в принципе не должна быть уже, чем велосипедная полоса. Двигаясь по велополосе всегда можно выехать из нее, чтобы обогнать более медленного велосипедиста, а на велодорожке такой небольшой ширины обогнать другого человека становится уже невозможно.
Вот ширина 1.5-1.75 метра (что в этой таблице соответствует двухполосной велодорожке) кажется уже приемлемой. То есть, пользуясь этим гостом и проектируя велодорожку для одностороннего движения, ее надо выдавать за двухполосную.
А для большего комфорта и удобства, и в расчете на перспективу, тоже стало бы лучше, если эти цифры были бы не рекомендованными, а минимальными значениями.

Велодорожки со встречным движением. В этом блоге уже писалось о том, что велодорожки для двухстороннего движения должны быть исключением, а не правилом. Они уместны далеко не везде. А условия применения двухсторонних велодорожек такой ширины, как указано в этой таблице (2-2.5 м), так и вовсе очень ограничены — это могут быть разве только загородные дороги с очень низкой интенсивностью велотрафика, где нечасто приходится выполнять обгоны и разъезжаться со встречными велосипедистами. Вот для велопешеходного тротуара (велопешеходной дорожки без разделения пешеходного и велосипедного движения) аналогичной ширины прямо указано, что она возможна только при очень малом трафике — не более 30 велосипедистов и 15 пешеходов в час. Типично загородные интенсивности. При таком трафике вам действительно никто не помешает.
Правда, тут тоже не обошлось без странностей: логично, что в стестенных условиях можно допустить более узкую дорожку. Но почему при этом допускается трафик большей интенсивности?

Значение 3.25 м для велопешеходной дорожки с раздельным движением плохо не само по себе, а потому что в примечаниях указана ширина велосипедной части — 1.75 м. Вспомним, что велосипедное движение на велопешеходных дорожках обычно двухстороннее. 1.75 м для двухстороннего движения маловато. Несколько спасает то, что при необходимости — для обгона, объезда препятствия, разъезда со встречным велосипедистом, можно выехать на пешеходную часть. Но это возможно только при небольшой интенсивности движения. Но тут как раз-таки и не указано при какой интенсивности допустимо делать такие дорожки. В городских условиях точно нельзя. Тут трехметровой ширины тротуара и для пешеходов-то зачастую недостаточно.

Велосипедная полоса шириной 90 см — это полный ахтунг. Для велополосы и ширина в 1.2 м — не самый комфортный вариант. А 90 см — просто убийственно. Причем в буквальном смысле. Известно, что при наличии на дороге велосипедной полосы, водители автомобилей уделяют велосипедистам меньше внимания, и при обгоне меньше снижают скорость. А на узкой велополосе велосипедист к тому же оказывается еще ближе к движущимся автомобилям — по чисто геометрическим причинам.

В одном из вариантов проекта изменений в другой дорожный гост (ГОСТ Р 52289-2004) был немного более удачный в том, что касается ширины велополосы, пример применения разметки:

Ширина полосы не менее 1.25 м, расстояние до припаркованных автомобилей — 50 см. По сравнению с другими отечественными нормами даже неплохо. Но в этом проекте есть два больших косяка.
Парковочная полоса располагается за велосипедной. Да, такое часто можно увидеть и в Европе. Но защищать припаркованные авто велосипедистами и осознанно планировать такое количество конфликтных точек — это не тот пример, которому стоит подражать. Движущийся трафик — стоящие машины — велосипедисты — пешеходы. Вот в таком порядке должны следовать зоны для разных использований улиц.
Второй косяк — то, что разметка в этом примере показана прерывистой. Прерывистая разметка подразумевает возможность ее пересечения, как бы приглашая автоводителей воспользоваться велосипедной полосой.
Пожалуй, даже хорошо, что этот пример в итоге в ГОСТ 52289-2004 так и не вошел.

Ну хватит, пожалуй, критиковать стандарты нефтяного века. То, что их пора менять, менять, по-крайней мере те части, которые относятся к организации велосипедного движения, очевидно и энтузиастам, и специалистам . Не знаю, кто и когда это будет делать, но всегда готов оказать посильную помощь. Собственно, наш проект по переводу европейских руководств PRESTO и есть такая помощь.

Несколько выдержек из этих рекомендаций я для сравнения с нашими нормами приведу прямо здесь.

Велосипедные дорожки

Минимальная рекомендованная ширина односторонней велосипедной дорожки — 2 метра.
□ У велосипедистов должна быть возможность ехать рядом. Для каждого велосипедиста требуется как минимум 90 см ширины дорожки. Это значение учитывает виляние велосипедов на дороге и необходимую дистанцию до краёв дороги и препятствий.
Вследствие физического отделения дорожки от автодороги, велосипедистам однозначно необходимо пространство для обгона. При этом также должны быть соблюдены требования к минимальным расстояниям до бордюров, стен, заборов и т.п. - 25 см для низких бордюров и 62,5 см для стен.
□ Ширина в 2 метра позволяет велосипедистам периодически обгонять других велосипедистов при интенсивности движения не более 150 велосипедистов в час (в час пик).
□ Для более интенсивного потока с частыми обгонами рекомендуется увеличить ширину до 4 метров.
□ На велодорожке с двухсторонним движением минимальная ширина, обеспечивающая возможность частых обгонов, составляет 2,5 метра.

Если для обособления от проезжей части для автомобилей используется разделительная полоса :
Минимальная ширина разделительной полосы - 0,35 м.
При наличии: ограды - 0,70 м; фонарных столбов - 1,00 м; забора - 1,10 м; растительности или автопарковки - 2,35 м.
Вне населённых пунктов разделительная полоса является мерой обеспечения безопасности, и её ширина зависит от разрешённой на дороге скорости движения: от 1,5 м (60 км/ч) до 10 м (100 и более км/ч).

Если обособление выполнено бордюром :
Ширина бордюра может различаться.
Высота со стороны велодорожки - от 5 до 7 см (высота и форма бордюра должны быть такими, чтобы велосипедисты не задевали бордюр педалями).
Высота со стороны дороги - от 10 до 12 см.

Если разделение осуществляется за счет разницы в уровне :
Высота велодорожки над дорогой) - от 8 до 10 см, плавно снижающаяся при приближении к крупным перекрёсткам.
Ширина дорожки: не менее 1,7 м (для безопасных обгонов).

Для изолированных велодорожек :
□ Минимальная ширина должна составлять от 2 м (при интенсивности движения менее 50 велосипедистов в час) до 3,5 м (при интенсивности движения более 150 велосипедистов или даже до 4 метров, в случае если разрешено движение на мопедах.
□ Узкие велодорожки (шириной менее 2,5 метров) должны иметь по обеим сторонам обочину, которую велосипедисты могут использовать для разъезда со встречными велосипедистами.

Велосипедные полосы

В одном голландском исследовании были получены неожиданные на первый взгляд результаты. Исследователи пришли к выводу, что на оживлённых магистральных дорогах смешивание велосипедного и автомобильного трафика может быть даже безопаснее, чем организация велосипедных полос. Велополосы могут создавать ложное чувство уверенности и защищённости, побуждая водителей ехать быстрее и уделять меньше внимания велосипедистам. В проанализированных случаях велополосы привели к удвоению дорожных инцидентов с пострадавшими (оригинальное исследование - «Veiligheidsaspecten van stedelijke fietspaden, A.G.Welleman, A.Dijkstra).
Риски становятся ещё серьёзнее, когда велополосы делают чрезмерно, опасно узкими. Если доступное пространство ограничено, проектировщик может решить, что узкая велосипедная полоса (шириной менее 1,5 м) - это лучше, чем ничего, даже на оживлённых дорогах с быстрым движением.
Повторим ещё раз: это опаснее, чем отсутствие велополосы. Узкая полоса вынуждает автомобилистов двигаться ближе к велосипедисту. В то же время, это заставляет велосипедиста ехать слишком близко к краю дороги или припаркованным машинам. Более того, водители будут ошибочно полагать, что у велосипедистов имеется достаточно пространства, и потому уделять им меньше внимания и ехать быстрее. В результате, даже небольшой маневр велосипедиста для объезда препятствия с большей вероятностью может закончиться столкновением и привести к серьёзным травмам. Узкие велосипедные полосы всегда должны сочетаться с мерами по снижению скорости.

Рекомендуемая минимальная ширина велополосы - 1,5 м (включая разметку). Ширина линий разметки - 10-15 см.
□ Велосипедист и его транспортное средство занимают в ширину примерно 0,75 м. Но велосипедисту, едущему вдоль бордюра, нужно по крайне мере 0,9 м, принимая во внимание зигзагообразный характер движения и дистанцию безопасности до препятствий. Ширина 1,5 м увеличивает безопасную область и делает движение на велосипеде более простым и удобным. Это также позволяет двигаться по полосе на велосипеде с прицепом, предоставляет возможность для обгона в пределах полосы и для движения двух велосипедистов в одном ряду, бок о бок - например, детей с родителями.
□ Ширина от 2 м до 2,5 м увеличивает комфорт и безопасность.
□ При ширине менее 1,5 м велосипедисту для обгона, объезда препятствия или движения рядом придётся выехать с велополосы на проезжую часть. Узкие велосипедные полосы допустимы только на дорогах с низкой разрешённой скоростью движения.
□ Велосипедная полоса должна быть шире на подъёмах: из-за большего прикладываемого усилия велосипедисты здесь делают более широкие зигзаги.

Когда на дороге необходимо иметь и парковочную полосу, и велосипедную, рекомендуется добавить к парковочной полосе буферную зону особого рода - полосу для критического реагирования (шириной 0,5-0,7 м).

В качестве альтернативы, пространство, необходимое для велосипедной полосы с буферной зоной, можно использовать для организации велосипедной дорожки позади парковочной полосы, то есть между полосой и тротуаром.

Велопешеходные дорожки

Рекомендуемая ширина для велопешеходной дорожки со смежными полосами движения — 4 м или более, минимальная ширина — 3 м. К этому необходимо добавить 0.25 м, если дорожка расположена вплотную к стене, забору или другим подобным ограничениям.
Для велопешеходной дорожки со смешанным движением : оптимальная ширина — 3 м, минимальная — 2 м.

Общее руководство по велосипедной инфраструктуре сообщает следующее:

Дистанция безопасности до препятствий .
Проектировщикам также требуется учитывать страх перед препятствиями - велосипедисты обычно стараются держаться подальше от бордюров, оград и стен. В голландском руководстве по проектированию велосипедной инфраструктуры «Design manual for bicycle traffic» приводятся следующие значения расстояний до препятствий: до газонов и низких бордюров 0,25 м, до высоких бордюров 0,50 м, до стен 0,625 м.

Необходимое пространство . Теперь можно рассчитать ширину дорожки, необходимую для движения одного велосипедиста: возьмём ширину, занимаемую самим велосипедом и едущим на нем человеком (0,75 м), добавим к этому пространство для «зигзагов» и расстояние безопасности до препятствий (учтите, что эти границы частично перекрываются). Наиболее частая ситуация - это когда велосипедист едет вдоль бордюра, причём бордюр расположен только с одной стороны. В этом случае минимально возможная ширина составляет 0,9 м. Всегда, если есть возможность, необходимо предоставлять место для езды велосипедистов рядом, бок о бок - это делает езду на велосипеде более приятным и социальным занятием, позволяет взрослым ехать рядом с детьми, и даёт возможность быстрым велосипедистам обгонять тех, кто едет медленнее. Это значит, что более правильной рекомендацией будет минимальная ширина в 1,5 м.
Для удобства езды на велосипеде в тоннелях, необходимо обеспечить как минимум 0,75 м свободного пространства над головой.

«Родники традиций» напоминают всем, кто использует велосипед для путешествий и экскурсионных поездок, и просто любит кататься на нем, а также всем водителям и пешеходам , что 8 апреля 2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 г. №221, вступают в силу изменения в Правила дорожного движения.

Новшества в законодательстве направлены на повышение безопасности велосипедистов и пешеходов. Для Москвы, где в последнее время начали активно пропагандировать велосипедный транспорт, эти нововведения очень актуальны.

Они касаются не только организации дорожного движения велосипедистов , нои непосредственно затрагивают обязанности автомобилистов!

Обращаем внимание автомобилистов на один важный момент. Теперь водителей обязали при повороте как направо, так и налево, пропускать велосипедистов, пересекающих проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (п. 13.1 ПДД). Раньше такое требование имело силу только в случае, если велосипедист движется по велодорожке. Можно сказать, что этот пункт правил почти не работал, поскольку и велодорожек почти не было. Статья в новой редакции, обязывает пропустить велосипедиста и в том случае, если он двигается по краю проезжей части или по обочине. Это изменение для велосипедистов очень существенное. Тот, кто ездил на велосипеде по Москве, знает, как бывает опасно проезжать по участку шоссе, где есть «скоростной» съезд с трассы. А на всех вылетных магистралях таких съездов много, а велодорожек нет. В отличии от перекрестков, где водителю, чтобы повернуть, приходится почти остановиться, на съездах с магистралей автомобили съезжают с трассы, почти не сбрасывая скорость. Теперь Правила акцентируют внимание водителя на необходимость пропустить велосипедиста . Это, конечно, не избавляет самого велосипедиста быть внимательным и ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

Изменения в Правилах дорожного движения

Ввели определение велосипедиста:

«Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом."

В определении «велосипеда» появилось упоминание об электроприводе. Причем, если мощность электродвигателябудет больше 0,25 кВт, то такой велосипед приравнивают к мопеду:

«Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.";

«Мопед»- двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт."

Разделили понятие «велодорожка» и «полоса для движения велосипедов»:

«Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.";

«Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения навелосипедах ина мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой."

Теперь узаконили возможность объединять велосипедную и пешеходную дорожки в одну. Для велопешеходной дорожки утвердили новые знаки.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.";

Для велопешеходной дорожки должны утвердить новые знаки. Возможно они будут выглядеть вот так::

В новых ПДД требования к движению велосипедистов выделены в отдельную главу вместе с требованиями к водителям мопедов, причем, большая часть этой главы посвящена велосипедистам:

24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части – в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств."

В п. 24.2 теперь чётко прописано, в каких случаях допускается движение велосипедистов по краю проезжей части, а в каких — по тротуару и пешеходной дорожке. В этой связи любопытно вспомнить, что двадцать лет назад запрещалось движение по тротуарам на велосипеде - велосипедисту разрешалось ехать только по велодорожке или по дороге, не далее 1 м от края проезжей части. Учитывая, что велодорожек тогда не было, то оставалась только проезжая часть. В результате, когда на дороге было полно автотранспорта, а рядом свободный тротуар, где нет ни одного пешехода, велосипедисту приходилось решать дилемму - создавать помеху движению автомобилей, соблюдая правила, или подчинится здравой логике и в нарушение ПДД съехать на тротуар. Составители тех ПДД, которые действовали все последние годы, решили эту проблему своеобразно - в них, в главе, посвященной движению на велосипедах, вообще не упоминалось слово «тротуар». Подразумевалось, что действует общий запрет на движение транспортных средств по тротуарам.

Разработчики новых ПДД приблизили документ к реальной жизни, - ура?