Пять в кубе. Магазин умный ребенок В состав комплекта входит

Никто уже не удивляется четырехлеткам, умеющим считать до ста и даже далее. При обеспеченной наглядности, невероятных детской памяти и способностях освоение счета до 125 - совсем несложное дело!

Описание "Пять в кубе"

Более тридцати видов работы в одном комплекте!

Пересчитывать однородные предметы (пальцы на руках и ногах, яблоки, орехи, конфеты, машины, столбы вдоль дороги, вагоны в проходящем поезде) взрослые приучают ребенка чуть не с рождения. А сколько у нас всего кубиков? Почему бы их не пересчитать? Ведь интересно же узнать - сколько их?

В большой детсадовской комнате или классе кубики можно выложить в один ряд (5 м), дома - в несколько. Даже если ребенок не совсем тверд в счете, а то и вовсе плох, он все равно внимательно будет отслеживать и запоминать действия взрослого (показ кубика и называние числа, движение вдоль ряда слева направо и т.п.). После двух-трех показов обязательно захочет и попытается точно так же действовать самостоятельно.

Для детей двух-трех лет кубики - прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с буквами и цифрами, выкладывают с помощью родителей первые слова. C четырех-пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа. В школе с кубиками намного легче будет изучать сложение, вычитание, умножение (в том числе и столбиком), деление, составлять уравнения.

На кубиках буквы на голубых фонах - гласные, на синих - согласные, на зеленом фоне - твердый и мягкий знаки и знаки математических действий. Цветовые ориентиры будут облегчать поиск кубиков при выполнении многочисленных заданий и игр. Из тех же соображений 0-2-4-6-8 располагаются на ЧЕрных (ЧЕтные), 1-3-5-7-9 - на оранжевых, НЕЧЕрных фонах (НЕЧЕтные).

Из 125 кубиков можно выкладывать множество квадратов, прямоугольников (вместо того, чтобы рисовать клеточки в тетради), кубов, параллелепипедов, значит, и темы "Периметр, площадь квадрата, прямоугольника", "Объем куба, параллелепипеда" (4-5 класс) можно изучить гораздо успешнее и раньше, чем предусмотрено программами, - еще в детсадовском возрасте.

"Разложение составных чисел на простые множители", "Наибольший общий делитель", "Наименьшее общее кратное", "Сокращение дробей" (6 класс) будем изучать опять же с кубиками и таблицами. В методичке также описаны игры с отгадыванием и составлением слов. В них с увлечением играют даже весьма интеллектуальные взрослые люди.

Дети легко соглашаются на месте кубиков представлять игрушки, коробки с интересным содержимым, фрукты и прочие реалии. Не выставляйте малое количество кубиков, пусть их каждый раз будет не меньше полутора-двух десятков, малые числа при каждом пересчете повторяются в больших. Постепенно увеличивайте число кубиков, быстро и четко показывайте и пересчитывайте поначалу сами. Дети обязательно начнут присоединяться, вторить, при малейшей паузе подсказывать, обгонять вас. Им самим интересно освоить порядок счета, продвинуться в нем как можно дальше.

Как только ребята укрепятся в пересчитывании кубиков по одному, покажем им более быстрые и экономные способы сосчитывания, раскладывая (вместе с детьми, конечно) кубики парами, тройками, пятерками, десятками. Теперь дети по заказу взрослого могут набирать любое число кубиков в пределах 125. 56 - пять десятков и еще шесть кубиков, 72 - семь десятков (выложенные рядами друг под другом или столбиками слева направо) и еще два кубика. Смогут быстро пересчитать кубики, отделенные от общей массы. Параллельно и запись ведется: каждое названное число набирается еще и цифрами.

Счетные палочки, без которых дошкольника или первоклассника уж и представить никто не может, нам тоже не нужны. Сами посудите, с чем лучше дело иметь - с палочками или с кубиками? Что лучше видно на столе, на полке? Какие предметы обнее передвигать, группировать? Что эффективнее воздействует на "память тела"?

"Восемь плюс пять, - диктует в школе учитель, - равно..?" Одни ребята "записывают" пример, другие действуют "буквально", откладывая сначала 8 кубиков, потом 5, дополняют 8 двумя кубиками до десятка и получают "ответ" - 13. "Тринадцать минус семь, - диктует учитель, - равно..?" Главное - решать побольше примеров, научиться действовать как можно быстрее. Сказано - тут же сделано.


Вы можете купить "Пять в кубе" с доставкой.

Обращайтесь за бесплатной консультацией по применению товара к нашим специалистам на

Для детей двух-трёх лет кубики - прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с буквами и цифрами, выкладывают с помощью родителей первые слова.

C четырёх-пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа. В школе с кубиками намного легче будет изучать сложение, вычитание, умножение (в том числе и столбиком), деление, составлять уравнения.

№4 Формы организации работы по математическому развитию.

Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации . В дидактике «форма » (от лат. - устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности.

Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса , конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развитию детей.

Разнообразие форм обучения определяется:

Количеством обучающихся,

Местом и временем проведения занятий,

Способами деятельности детей,

Способами руководства со стороны педагога.

Исходя из особенностей организации обучения, определяемой количеством обучающихся, различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) форму обучения.

Самая древняя форма организации обучения - это индивидуальное обучение . Эта форма в воспитании детей дошкольного возраста использовалась и используется во все времена в семейном воспитании. Впоследствии в связи с организацией общественного дошкольного воспитания она также использовалась, но все больше в сочетании с коллективной. Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого.

У индивидуальной формы обучения есть как положительные , так и отрицательные моменты . Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом (или тем взрослым, который организует этот процесс). Оно, как правило, более результативно, нежели коллективное обучение. Именно при индивидуальном обучении сотрудничество ребенка со взрослым позволяет достигать цели. Это связано с тем, что, обучая одного ребенка, взрослый легко может увидеть (определить) его «зону ближайшего развития». А затем это новое образование входит в фонд его «актуального развития» (Л. С. Выготский).


Хотя следует отметить при этом, что индивидуальное обучение весьма экономически не выгодно . Даже если обучение организуется не с одним, а с двумя-тремя детьми одного уровня развития. К тому же в индивидуальном обучении недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками , которые являются важным эмоциональным фоном учения.

Возможно, именно поэтому в альтернативу индивидуальной возникла другая форма обучения - коллективная , которая, естественно, более экономически выгодна.

При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой . Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение . Но значительным недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые в педагогике индивидуальные различия . У разных детей, естественно, разный темп работы, разный уровень способностей, разное отношение к деятельности и т. п. Если педагог не учитывает этого, пытается выравнять всех, подтягивая до среднего уровня одних и сдерживая, замедляя развитие других, наиболее способных, одаренных детей, то проигрывают в таком случае и первые и вторые.

Следует отметить, что коллективная форма обучения со всей группой детей в детском саду с начала 50-х гг. и до настоящего времени занимает ведущее место . Традиционно обучение детей осуществляется по единым программам и единым учебным пособиям. Однако дети внутри одного возраста имеют значительные индивидуальные различия, и поэтому организация обучения должна строиться с учетом этих различий.

Когда в настоящее время обсуждается проблема перестройки дошкольного образования , то прежде всего речь идет об обновлении форм организации обучения и воспитания детей, о рациональном сочетании индивидуального и коллективного обучения.

Наиболее эффективно специально организованная деятельность по математическому развитию проходит, если организована в форме игровой деятельности . Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Овладев логическими операциями, дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и чётко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте других. Игровая деятельность позволяет удовлетворять детскую любознательность, вовлекать детей в активное познание окружающего мира и себя в нем, помогает овладеть способами установления связей между предметами и явлениями. Играя в дидактические игры, дети даже не подозревают, что усваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействия друг с другом.

Во время специально организованной деятельности по математическому развитию обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.

Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части.

Последние части непосредственно образовательной деятельности обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе специально организованной деятельности, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят.

Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и так далее. В физкультминутку включаются 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки т.д.). Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью непосредственно образовательной деятельности, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию - обучающую. Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В структуру непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию необходимо включать оздоровительные паузы.

Для проведения оздоровительных пауз используются малые формы народного фольклора: потешки, приговорки, заклички, прибаутки. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная специально организованная деятельность. Интегрированная специально организованная деятельностьпоможет устранить все те неизбежные противоречия, которые, несомненно, возникнут между развитием личности ребенка и педагогическим процессом, сгладят все те несоответствия между процессом получения новых знаний и подвижной природой ребенка.

Во время интегрированной непосредственно образовательной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Достигается это за счет того, что каждый малыш найдет близкие для себя темы.

Интегрированная специально организованная деятельность в полной мере соответствует активной и подвижной природе детей, позволяет им рассмотреть в разных плоскостях объект изучения и попутно закрепить на практике полученные знания. Дошкольник попросту не успевает "устать" от объема полученной на занятии новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала. Наибольший интерес у детей вызывают игры-путешествия, сюжетно-дидактические игры, игры-проекты, которые позволяют любое явление увидеть и понять целостно, а не в разрозненном виде, как это нередко бывает во время обычной непосредственно образовательной деятельности.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более естественным является приобретение знаний, умений в игровой, конструктивной, двигательной, изобразительной деятельности. Поэтому рекомендуется один-два раза в месяц проводить интегрированные занятия : математику и рисование; математику и физкультуру; конструирование и математику; занятия по аппликации и математику и т. д. При этом следует различать, когда на занятиях по математике используется как фрагмент (часть занятия) рисование или конструирование, а когда, наоборот, на занятии по аппликации, физической культуре в начале или в конце занятия решаются отдельные задачи по математике.

Экспериментальные исследования и педагогическая практика обучения дошкольников элементам математики убеждают в преимуществе такой организации учебного процесса, при которой органично сочетаются различные формы обучения.

№5. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность , в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально , т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6-8 человек) , охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю », содержащемся в Учебной программе. Оно относительно невелико : одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю.

С возрастом детей увеличивается длительность занятий : от 15 минут во второй младшей группе до 25-30 минут в подготовительной к школе группе.

Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня , сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству .

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела , способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями , строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких занятий .

Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий.

Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов , направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе , свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.

Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий , и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.

Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.

На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

В летние месяцы (V квартал) занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.

В День защиты детей в ДК «Приморский» прошёл финал турнира по настольным играм «Пять в кубе» среди учащихся пятых классов школ Микрорайона ОбьГЭС, посвященного 125-летию г. Новосибирска.

Осенью 2017 года стартовал отборочный тур среди пятиклассников школ ОбьГЭСа по настольным играм. Организаторами выступили сотрудники ДК «Приморский», которым хотелось показать современным детям другой способ времяпровождения, когда проявляется смекалка и разгораются нешуточные баталии. И всё это - без планшетов и андроидов! Первыми открыли Турнир ученики СОШ №165. На базе школы прошло сразу две игры между 4-мя пятыми классами. Затем по такой же схеме прошли игры с учениками СОШ №179 и СОШ №80. Участники активно проявляли себя в каждой из шести игр, увлекаясь всё больше и больше. Многие набирали одинаковое количество баллов, поэтому пришлось провести дополнительные игры. В завершении всех отборочных туров выбрали шесть победителей, которые представили свою школу на финальном этапе 1 июня в ДК «Приморский».
В финале действительно было жарко - ведь собрались лучшие из лучших, никто не хотел уступать. Но пришло время огласить победителей: третье место разделили сразу два участника – Книга Матвей СОШ №80 и Даньшина Анастасия СОШ №179, второе место занял Благородский Ричард СОШ №80 и первое место - у Куприевой Ангелины из СОШ №165.
Уходя домой, дети задавали вопрос: «Когда ещё будут такие игры?» Надеемся, что новые формы проведения внешкольного досуга, замещающего компьютерные игры, будут продолжены и поддержаны другими школами. А дети откроют для себя новые интересные игры и раскроют новые грани таланта.
Благодарим администрацию Советского района за поддержку и предоставленные призы.

Автор: Зайцев Н. А.
Издательство: НОУДО «Методики Н.Зайцева», Санкт-Петербург. 2008 г.

розничная цена, без доставки

p 3502
$ 52
€ 47
В состав комплекта входит:

125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами и знаками математических действий.
8 листов таблиц формата «А3».
«Счетная доска» — две таблицы на квадратной картонке, расчерченной на сто клеток с обеих сторон.
Картонная лента для обучения записи и прочитыванию многозначных чисел.
Методическое руководство (формат «А5», 24 страницы, цветная печать).

Упаковка: картонная коробка.
Вес: 4,00 кг.
Размер: 420 × 297 × 45 мм

Возраст

Для детей двух-трёх лет кубики - прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с буквами и цифрами, выкладывают с помощью родителей первые слова. C четырёх-пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа. В школе с кубиками намного легче будет изучать сложение, вычитание, умножение (в том числе и столбиком), деление, составлять уравнения.

На кубиках буквы на Г олубых фонах - Г ласные, на С иних - С огласные, на З елёном фоне - твёрдый и мягкий З наки и З наки математических действий. Цветовые ориентиры будут облегчать поиск кубиков при выполнении многочисленных заданий и игр. Из тех же соображений 0-2-4-6-8 располагаются на ЧЁрных (ЧЁтные), 1-3-5-7-9 - на оранжевых, НЕЧЁрных фонах (НЕЧЁтные).

Из 125 кубиков можно выкладывать множество квадратов, прямоугольников (вместо того, чтобы рисовать клеточки в тетради), кубов, параллелепипедов, значит, и темы «Периметр, площадь квадрата, прямоугольника», «Объём куба, параллелепипеда» (4–5 класс) можно изучить гораздо успешнее и раньше, чем предусмотрено программами.

«Разложение составных чисел на простые множители», «Наибольший общий делитель», «Наименьшее общее кратное», «Сокращение дробей» (6 класс) будем изучать опять же с кубиками и таблицей 6.

Описаны игры с отгадыванием и составлением слов. В них с увлечением играют даже весьма интеллектуальные взрослые люди.

Виды работы

Приведём некоторые из тридцати видов работы.


1. Никто не удивляется четырёхлеткам, умеющим считать до ста и даже далее. Делают это и трёхлетки, знакомые с числовой лентой из «Тысячи плюс».

Пересчитывать однородные предметы (пальцы на руках и ногах, яблоки, орехи, конфеты, машины, столбы или фонари вдоль дороги, вагоны в проходящем поезде) взрослые приучают ребёнка чуть не с рождения.

А сколько у нас всего кубиков? Почему бы их не пересчитать? Ведь интересно же узнать - сколько их?

В большой детсадовской комнате или классе кубики можно выложить в один ряд (5 м), дома - в несколько. Даже если ребёнок не совсем твёрд в счёте, а то и вовсе плох, он всё равно внимательно будет отслеживать и запоминать действия учителя 1 (показ кубика и называние числа, движение вдоль ряда слева направо и т.п.). После двух-трёх показов обязательно захочет и попытается точно так же действовать самостоятельно. При обеспеченной наглядности, невероятной детской памяти и способности к подражанию освоение счёта в пределах 125 не такое уж и сложное дело.


2. Пусть это будут не кубики, а...

Дети легко соглашаются на месте кубиков представлять игрушки, коробки с интересным содержимым, фрукты и прочие реалии.

Не выставляйте малое количество кубиков, пусть их каждый раз будет не меньше полутора-двух десятков, малые числа при каждом пересчёте повторяются в больших.

Постепенно увеличивайте число кубиков, быстро и чётко показывайте и пересчитывайте поначалу сами. Дети обязательно начнут присоединяться, вторить, при малейшей паузе подсказывать, обгонять вас. Им самим интересно освоить порядок счёта, продвинуться в нём как можно дальше.


3. Считаем двойками, тройками, пятёрками, десятками

Как только ребята укрепятся в пересчитывании кубиков по одному, покажем им более быстрые и экономные способы сосчитывания, раскладывая (вместе с детьми, конечно) кубики парами, тройками, пятёрками, десятками.


4. Сколько здесь кубиков?

Теперь дети по заказу учителя могут набирать любое число кубиков в пределах 125.

56 - пять десятков и ещё шесть кубиков, 72 - семь десятков (выложенные рядами друг под другом или столбиками слева направо) и ещё два кубика.


5. Сложение, вычитание

Счётные палочки, без которых дошкольника или первоклассника уж и представить никто не может, нам тоже не нужны. Сами посудите, с чем лучше дело иметь - с палочками или с кубиками? Что лучше видно на столе, на полке? Какие предметы удобнее передвигать, группировать? Что эффективнее воздействует на «память тела»?

«Восемь плюс пять, - диктует учитель, - равно..?» Одни ребята «записывают» пример, другие действуют «буквально», откладывая сначала 8 кубиков, потом 5, дополняют 8 двумя кубиками до десятка и получают «ответ» - 13. «Тринадцать минус семь, - диктует учитель, - равно..?» Главное - решать побольше примеров, научиться действовать как можно быстрее. Сказано - тут же сделано.


7. Таблица умножения

Предложите детям собирать прямоугольники или квадраты любого размера, каждый раз сосчитывая количество кубиков в них. Дело нехитрое, вот только на подсчёт кубиков довольно-таки много времени уходит.

А учитель, который не подглядывает и не подслушивает, - в сторонке стоит, только глянет и сразу точно называет их число. И никогда не ошибается. В чём секрет?

«Хотите вас научу?» - предлагает учитель. Что за вопрос? Конечно, все хотят.


8. Пора показывать таблицу умножения , объяснять, для чего она нужна, как ею пользоваться. «Каждый мало-мальски образованный человек её назубок знает».

В нашем пособии четыре таблицы умножения (табл. 2, 3, 4, 5).

Таблицы 2, 3 от всем известных отличаются раскраской, облегчающей отслеживание глазами, восприятие, осмысление и формирование умозаключений. На вопросы «Каких произведений в таблице умножения больше - чётных или нечётных?», «Почему чётных больше?» наши учащиеся ответят намного быстрее, чем дети с нераскрашенными таблицами.


10. В таблице 4 42 произведения, в таблице умножения содержащихся. Чем быстрее ребёнок пронаблюдает и осознает, что 3х8=4х6=6х4=8х3=24 и другие подобные случаи, тем лучше.

Таблица 5. То, что выучивается легко и быстро (столбики на 1, 2, 5, 10, первые и последние строчки каждого столбика), в ней обозначено светлым цветом, что потруднее - тёмным. Квадраты чисел - центральная строчка - хоть и не так легко, но тоже быстро запоминаются, особенно если все их, один за другим, раз-другой выложить из кубиков. Над центральной строчкой 45 примеров и под нею столько же.


11. Каждый знает, что таблицу умножения нужно знать назубок. Даже спросонья губы сами должны выговаривать: «Девятью семь - шестьдесят три».

А чтобы губы «сами выговаривали», нужно их тренировать.

«Кто быстрее всех, по таблице 3, прочитает первый столбик?» Потом будет второй, третий и т. д. Нужен секундомер и запись результатов на доске. «Можно я ещё раз прочитаю?» - «Можно. Потренируйся ещё и подходи».

Соревноваться хорошо в группе, классе. А что делать в семье, да ещё с одним только ребёнком? - Попросим папу прочитать, маму, бабушку. «А ты, интересно, за сколько секунд сможешь?»


12.Деление

Деление - одна из самых известных ребёнку операций. Тысячи раз видел, как делят суп, разливая его по тарелкам, раскладывают кашу, пельмени, яблоки, конфеты, режут торт на части...

Попробуем «поровну», «по-честному» и кубики делить на две, три, четыре, пять частей и более. Разделив, проверим, посчитаем кому сколько досталось.

Самый примитивный способ деления - раскладывание на кучки: это тебе, а это мне (на двоих) или это нам, а это вам (на две группы); это тебе, это тебе, а это мне (на троих) и т. д.

Покажем ребятам более прогрессивный способ. Кубики можно укладывать в два, три, четыре, пять и более рядов (по числу участников). Ряды уравниваются, количество кубиков в ряду подсчитывается.

Главное, чтобы задач было побольше, и чтобы дети с помощью кубиков и таблиц могли решать их. Учителю нужно только подсказывать и показывать оптимальные (с наименьшим количеством шагов) способы решения и проверки. Получив устойчивые образные представления необходимых действий и их последовательности, учащиеся неизбежно пойдут дальше. То есть начнут решать подобные задачи в уме.


13. Чтение и запись многозначных чисел

Сто лет назад дошкольники приставали, да и сейчас пристают к родителям: «Мама (папа) а сколько это - миллион? А биллион? Какое число самое большое?» Родители отмахиваются: вот пойдёте-де в школу, там...

«Там» в первом классе покажут сто, во втором тысячу, в четвёртом миллион, в пятом миллиард. И всё...

Вот если бы у них была таблица 1 !

Ребёнок, едва научившийся читать, уже может ею пользоваться. Кое-что в ней ему даже знакомо: единицу видел на копейке и металлическом рубле; 10, 100, 1000 на бумажных деньгах. Разъяснений потребуется немного: чёрным цветом в названиях чисел выделены ударные склады; миллиард и биллион это одно и то же; единица с двенадцатью нулями - 1000000000000 - триллион, но можно его и так записать (чтобы времени меньше тратить): 1012.

Названиями чисел после триллиона редко пользуются, предпочитают говорить: десять в пятнадцатой, в восемнадцатой степени и т. д.


Сообщим детям, что тысяча тысяч это миллион, тысяча миллионов - миллиард, тысяча миллиардов - триллион.

В числах с единицей и нулями дети более или менее разобрались. А как прочитать, к примеру, такое: 9876543210012345? Не всякий взрослый с шестнадцатизначным числом справится. Но если оно «записано» на нашей картонной ленте , его озвучит любой ребёнок, знакомый с трёхзначными числами.

Прочитав число, можно ничего не сказать, а можно добавить: миллиметров, сантиметров, граммов, килограммов, лягушек, селёдок, огурцов, гвоздей. Даже «сарделек, только нежирных», как один мальчик предложил. ГЧХИННГ, короче говоря, т. е. Говори Что Хочешь Или Ничего Не Говори.

Пятилетки даже, не говоря уж о первоклассниках, через несколько занятий прочитывают многозначные числа увереннее некоторых выпускников школ.


15. Сложение и вычитание столбиком

Каллиграфические навыки у пяти-шести-семилетних детей, конечно, неважные. Записать столбиком 9876+5789, к примеру, для них ещё тяжело. Но выложить из кубиков без всякого напряжения для зрения и осанки ничего не стоит. Очень им даже интересно такие большие числа записывать и сосчитывать.

Не надо бояться действий с большими числами. Л. Н. Толстой, вошедший в историю ещё и как выдающийся педагог, практиковал с учащимися параллельное решение примеров на сложение простых (23+45) и многозначных чисел (1284+5413). Его ученики, крестьянские дети, побеждали в соревнованиях по решению задач городских школьников - гимназистов из Тулы. Лев Николаевич писал: «...дети чрезвычайно любят делать задачи с большими числами, без всякого приложения, увлекаясь поэзией чистой математики», «...терпеть не могут задач, взятых из жизни (для детей гораздо отвлечённее вопрос о том, сколько взял купец барыша на сотню аршин бархата, чем о том, сколько будет 50, помноженное на 100)».

И в самом деле, при сложении или вычитании двух многозначных чисел ребёнок многократно складывает или вычитает в пределах двух десятков: девять плюс восемь - семнадцать, семь пишем, один «в уме»; шесть да семь - тринадцать, да один - четырнадцать и т. д. Или: двенадцать минус семь - пять, один «занимаем»; девять минус три - шесть и т. п.

Если есть кубики, не надо карандашей, ручек, мела, тряпки, не будет пыли и испачканных рук - пишем кубиками на столе. Действуем коллективно - всем всё видно. Хочешь сиди, хочешь стой, можешь руками или локтями на стол опереться. Сразу на нескольких столах, соревнуясь, можем работать - кубиков хватит. Не каллиграфией занимаемся - для неё другое время и другие пособия есть, а голову упражняем, на множестве примеров хотим быстрее всё понять, запомнить, закрепить, действия до автоматизма довести.


17. Умножение столбиком. Деление углом

Умножение столбиком и деление углом требуют знания таблицы умножения (семью восемь - пятьдесят шесть, шесть пишем, пять в уме) и навыков сложения-вычитания в пределах двух десятков (девять да два - одиннадцать, два пишем, один «в уме» и т. д.).

Кубики на столе, таблицы на стенах (есть куда заглянуть), учитель рядом (подскажет, поправит, не даст сделать грубую ошибку, разъяснит), сидеть не надо, каллиграфия не мучит. Что остаётся? - Соображать, действовать побыстрее, побольше примеров решать.


18. Квадраты. Прямоугольники

Мы уже выкладывали кубики квадратами и прямоугольниками при изучении таблицы умножения. Но 60 кубиков укладываются в прямоугольники (заглянем в таблицу 6) ещё четырьмя способами: 2х30, 3х20, 4х15, 5х12.

62 кубика можно уложить в прямоугольник только одним способом: 2х31; 63 - двумя: 3х21, 7х9; 64 - тремя: 2х32, 4х16, 6х8 и т. д. А из 120 кубиков можно составить даже 7 прямоугольников: 2х60, 3х40, 4х30, 5х24, 6х20, 8х15, 10х12.

Можно предложить все возможные квадраты выложить: 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, 100. На самый большой уйдёт 11х11=121 кубик. На самый большой по площади прямоугольник - 5х25=125 кубиков. Пусть и это сами выяснят.

О периметрах квадратов и прямоугольников легче будет говорить, выкладывая их предварительно из кубиков и очерчивая контуры. Контуры будем обмерять, периметры просто в сантиметрах подсчитывать, а площади получившихся фигур не в простых сантиметрах, а в квадратных.


21. Кубы. Параллелепипеды

Кубов и параллелепипедов из кубиков можно выложить больше сотни. Кубов пять штук всего, объёмом в 1, 8, 27, 64, 125 кубиков. Можно и больший соорудить -63, только пустой внутри. На него 120 кубиков уйдёт.

Интересный вопрос: сколько параллелепипедов можно выложить из 72 кубиков? Пусть, опять же, дети это сами установят. И запись произведут.

Объёмы выкладываемых кубов и параллелепипедов, обмерив рёбра, будем подсчитывать не просто в сантиметрах, и даже не в квадратных, а в кубических.


22. Пора уже, наверно, заниматься с детьми обмерами комнат, учебных помещений и исчислением их площадей и объёмов в квадратных и кубических метрах.


23. Таблица 6

Разложение составных чисел на множители тема непростая. Таблица 6 должна помочь детям в её изучении и освоении.

Сначала детям нужно показать, что значит раскладывать число на множители (это и сделано в таблице на примерах 94 чисел), потом только просить делать это их самих.

Число, разложенное на два множителя, выкладывается прямоугольником или квадратом; на три множителя - параллелепипедом или кубом. Этим мы уже занимались, но можем и повторить, закрепить, выкладывая все квадраты, прямоугольники, параллелепипеды и кубы от первого числа до последнего. Заглядывая в таблицу, разумеется.

1 Под «учителем» будем подразумевать любого наставника - родителей, родственников, воспитателей, учителей. Таковыми могут оказаться и старшие по возрасту дети.

. Извините, это пособие временно отсутствует на складе!

Развивающая игра «Пять в кубе» - уникальная авторская разработка известного педагога Николая Александровича Зайцева. Пособие представляет собой комплект из 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами, математическими знаками, восьми листов-таблиц, «счетных досок» и руководства. С помощью игр с кубиками дети охотно знакомятся с цифрами, буквами, выкладывают слова...

Пять в кубе (Методика Зайцева), арт.FQ00

Дидактический материал для детей от 2 до 12 лет. Подойдет в качестве подарка.

Развивающая игра «Пять в кубе» - уникальная авторская разработка известного педагога Николая Александровича Зайцева. Пособие представляет собой комплект из 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами, математическими знаками, восьми листов-таблиц, «счетных досок» и руководства. С помощью игр с кубиками дети охотно знакомятся с цифрами, буквами, выкладывают слова.

В составе набора вы найдете: 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами и знаками математических действий; 8 листов таблиц формата А3; «Счетную доску», которая представляет собой две таблицы, разделенные на сто клеток с обеих сторон; картонную ленту для быстрого прочитывания и записи многозначных чисел, подробное руководство.

Пособие Зайцева «Пять в кубе» можно рекомендовать родителям детей уже от 2-3 лет. С малышами этого возраста стройте дома и башни, не забывая озвучивать цифры и буквы на кубиках. Детки 4-5 лет уже начинают выкладывать первые слова, составлять многозначные числа и прочитывать их, решают примеры на сложение и вычитание. Пригодятся кубики и школьникам. С их помощью дети 6-7 лет легко и просто осваивают вычитание, сложение, умножение, деление, учатся решать и составлять уравнения.

Николай Александрович Зайцев считает, что очень важны для детей цветовые ориентиры. Это облегчает и ускоряет процесс поиска кубиков детьми и выполнение заданий. Как и во многих других его пособиях, разные виды знаков выделяются цветами. ЧЕтные цифры - ЧЕрного цвета, НЕЧЕтные - НЕЧЕрного (оранжевого); Гласные кубики обозначены Голубым цветом, а Согласные - Синим, Знаки математических действий, твердый и мягкий знак - Зеленым.

Автор подробно описывает разнообразные игры и задания, которые можно выполнить с кубиками. Он приводит игры на составление и разгадывание слов. Уверены, что подобные задания заинтересуют не только детей, но и взросылх!

Из кубиков можно выкладывать различные простые фигуры (квадраты, прямоугольники) или посложнее (куб, параллелепипед), осваивая такие темы, как «Периметр, площадь квадрата, прямоугольника», «Объём куба, параллелепипеда».

Если совмещать кубики и таблицы, дети легко смогут разложить составные числа на простые множители, найти наименьшее общее кратное, в игре освоить то, что начинают изучать лишь в 6 классе!

Методики Зайцева дают прекрасный результат как при индивидуальных, так и при групповых занятиях. В них есть то, что так привлекает детей - движение, свобода, увлекательная игра, соревновательный элемент. Все эти составляющие приводят к тому, что дети стремятся к получению знаний, легко осваивая материал.

Темы: "Цифры", "Буквы", "Знаки", "Сложение", "Вычитание", "Ум