Пробковый кран: устройство, использование, неприятности. Где применяются пробковые краны — сколько они служат и как выбрать хороший Технология изготовления пробкового крана

Для полного или частичного прекращения подачи газа ставят запорные краны на стальной трубе перед газовым прибором (рис. 1-10-5; табл. 1.10.5). Эти краны ставят и на стояках и на газовом вводе в дом индивидуального владельца. Обозначаются краны так: ПБ1бк, где II - кран для трубопровода, Б- латунь или бронза, I - ручной привод с маховиком, бк - уплотнение коническими поверхностями без колец и набивки. Маркировка на корпусе крана показывает допустимое рабочее давление в МПа (например, Рр 0,1), допустимую рабочую температуру в градусах Цельсия (°С) (например, Т° = 50) и диаметр условного прохода (например, Ду = 15).


Запорные краны пробочного типа обладают малым гидравлическим сопротивлением, предотвращают возможность проникновения газа к уплотняющим коническим (конусность 1:7) поверхностям, благодаря их смазке и плотности соприкосновения, которая сравнительно легко регулируется. Однако из-за истирания конических поверхностей кранов возможно нарушение уплотнения. Причем у торцов конуса пробки отсутствуют другие виды уплотнений, что и допускает утечку газа. Восстановление первоначальной герметичности путем притирки весьма трудоемко, и на заводах-изготовителях притирка конусов пробки корпуса осуществляется индивидуально. Поэтому нельзя на кранах одного размера пытаться взаимозаме- нить пробки или корпуса. Статистика показывает, что из всех неисправностей на газопроводах и арматуре 75% падает на эти краны.

Краны разрешается устанавливать и ремонтировать только специалистам. Ниже приведено описание установки и ремонта кранов как доказательство сложности этой процедуры. Конструктивно конические поверхности после смазки прижимаются путем закручивания гайки. По мере ее затяжки проверяют прово- рачиваемость пробки, которую вытачивают так, чтобы ее конус, находясь в корпусе, не доходил до шайбы на 1,5-3 мм. Износ конических поверхностей и их притирка со временем съедят этот зазор. Сам по себе износ характерен для всех трущихся поверхностей, но в конических соприкасающихся поверхностях он неравномерен из-за того, что при одном и том же угле поворота точки на образующих конуса пробки проходят разные расстояния. Эти расстояния тем меньше, чем точки ближе к резьбовому хвостовику пробки.

На квадрат пробки надевают рукоятку. Она, как и риска на торце квадрата пробки, должна сигнализировать об открытии или закрытии крана. Чтобы рукоятка не спадала с крана, ее привязывают к трубе или несколько расклепывают квадратное отверстие. Нельзя то же самое делать с верхушкой квадрата пробки, которая вопьется в корпус крана и может деформироваться.

Пробка имеет трапециевидное отверстие со скруглением в углах для пропуска газа. Отношение высоты трапеции к средней линии - 2,5:1.

Перед установкой проверяют резьбы у крана, свободный ход пробки, герметичность крана, подключив его к трубе централизованного водоснабжения. Если нет возможности проконтролировать краны с Ду = 15 или Ду = 20 водой или воздухом под давлением не менее 0, 2-0,3 МПа, то поступите следующим образом. Протрите с одной стороны грани шестигранника крана, охватите их своими губами так, чтобы верхняя легла на торец, приблизительно, трех граней, а нижняя - других трех граней. Остальную часть крана (в закрытом положении) опустите в воду и подуйте. Трещины, раковины, грубая притирка уплотняющих поверхностей сразу выявятся.

Трубу газопровода располагают на таком расстоянии от стены, чтобы свободно навернуть кран. Нельзя для этого оттягивать трубы, так как ослабнут их крепления. Иногда для накручивания крана в стене выдалбливают отверстие. Чтобы оно было поменьше, кран перед навинчиванием разбирают. Тогда наворачивают на трубу один корпус.

Сложность навинчивания крана в целом или одного корпуса заключается в том, что ось конуса или конусов должна занять положение, параллельное стене, а торец квадрата пробки и рукоятка - быть обращенными вверх, параллельно потолку. Если при навертывании кран перейдет нужное положение, не следует возвращать его назад по резьбе даже на 5- 10 мм, так как могут порваться волокна уплотнения и возможна утечка газа. Полностью сворачивают кран, накручивают несколько больше нитей уплотнения и вновь не спеша наворачивают его так, чтобы не перейти вертикаль.

Ни после установки, ни в процессе эксплуатации краны из бронзы или латуни не окрашивают, но иногда смазывают. Если смазка крана требуется на стальном газопроводе, идущем от регулятора на газовом баллоне, то при горящей горелке газового прибора в первую очередь закрывают регулятор, если он типа «Балтика», или вентиль на баллоне. В этом случае в газопроводе почти не останется газа, он выйдет через горелку и сгорит. Закрывают кран газового прибора (плиты) непосредственно у горелки и приступают к разборке крана на газопроводе. Для этого, придерживая рукояткой квадрат пробки, ключом откручивают гайку. Вынимают из корпуса пробку. Туго свернутой газетой протирают конус корпуса. Можно использовать и грубую тряпку, продев ее сквозь конус и придав ей возвратно-поступательное движение. Пробку очищают от старой смазки керосином или растворителем.

На конус пробки без остатков керосина, растворителя, прежней смазки тонким равномерным слоем наносят новую смазку типа ЛЗГАЗ-41 по ТУ 38101644-76 или солидол, технический вазелин и т. п. Специальные смазки не так быстро окисляются и подсыхают или загустевают. Тонкость слоя обязательна, так как из толстого слоя смазка при закручивании гайки и движении пробки перемещается в проходное трапецеидальное отверстие пробки и частично перекрывает его. Давление газа слишком слабо, чтобы унести крупные куски смазки, хотя с мелкими это может произойти (особенно в жаркую погоду). Пробку со смазанным конусом вставляют в корпус, который также можно смазать очень тонким слоем. Несколько раз с осевым усилием проворачивают пробку в допустимом угле поворота. Вынимают пробку и очищают проходное отверстие от выжатой смазки. То же самое делают и с проходным отверстием в корпусе. Для этого применяют кисточку, палочку или пинцет с кусочком ткани. Вновь вставляют пробку в корпус. На хвостовик пробки надевают шайбу и наворачивают гайку, которую подтягивают периодически за рукоятку пробки. Пробка должна поворачиваться легко.

В домах давней постройки с централизованной подачей газа кран на трубопроводе перед газовым прибором также смазывают. Это второй случай необходимости смазки крана, который, например, перед газовым проточным водонагревателем годами не закрывают. Перед газовой плитой на трубопроводе можно также не закрывать кран. Безопасность обеспечивают краны горелок, конечно, за исключением случаев, когда в семье есть дошкольники или плохо видящие старики. Каждодневное многократное пользование краном приводит к износу уплотнительных поверхностей и к стравливанию газа в помещение. В старых домах до недавнего времени существовали газовые счетчики. Их сняли, входные и выходные отверстия на газопроводах для счетчиков соединили патрубками, а краны на вводах газопроводов в квартиру сохранили. Такие краны находятся рядом с перемычкой, заменившей счетчик. Их надо закрыть перед тем, как начать смазку крана перед газовым прибором.

Герметичность собранного крана проверяют обмыливанием.

Разборкой кранов перед газовыми приборами должны заниматься специалисты.

В процессе эксплуатации крана возможно выпадение ограничителя. Его закручивают на свое место в пробке и слегка ударяют молотком по выступающей части ограничителя. Основание его раздастся, что предотвратит выпадение.

Фирменный ограничитель изготовлен из латуни. При потере его можно выполнить и из стали, нарезав на подходящей проволоке нужную резьбу. Стальной ограничитель заворачивают так, чтобы не сорвать резьбу в гнезде пробки.

Герметичность крана, находившегося длительное время в эксплуатации, восстанавливают притиркой с помощью пасты ГОИ, абразивных паст и т. п. (см. раздел «Смеситель пробкового типа, общий для ванны и умывальника»). Для грубой притирки применяют смесь из 70-80% стекла, истолченного до состояния муки (частицы должны проходить через сетку с ячейками 0,15 мм) и 20-30% парафина (можно от свечей). При отсутствии парафина смазывают вынутую из корпуса пробку любым жидким маслом (машинным, швейным, растительным и т. п.) и посыпают пробку тонким слоем того же стеклянного порошка. Пригодна пыльца и от заточного камня, если на нем не обрабатывался металл. Притирку ведут постепенно. Пробку в пасте с вывернутым ограничителем вставляют в корпус крана, который не обязательно отсоединять от газопроводов. Излишний слой порошка или пасты замедлит притирку. Взявшись за рукоятку, поворачивают ее вправо- влево. Отрывают пробку от корпуса и вновь вставляют. В моменты контакта пробка растирает конус корпуса. Периодически полностью поворачивают пробку, причем места остановок при колебании вправо-влево смещают по отношению к выступам на корпусе, которые стопорят ограничитель. Из-за этих выступов притирку можно выполнять только в определенном угловом диапазоне.

Через 10-20 колебаний пробку вынимают, протирают и вновь наносят пасту. Для проверки качества притирки на чистую поверхность пробки по образующей ее конуса мелом или фломастером проводят черту. Вставляют пробку в корпус и поворачивают ее несколько раз с усилием в осевом направлении на возможный угол. Если черта близка к исчезновению, то для дальнейшей притирки используют более мелкую пасту. Полное устранение черты говорит о завершении притирки. На поверхности пробки возникает матовая однородная поверхность без пятен.

Многие помнят, как в детстве, перед выходом из дома, мама часто вскрикивала:

А газ закрыли?

Можно сказать, что именно так произошло знакомство с пробковым краном. Именно он стоит на кухне и при необходимости, перекрывает доступ газа к плите.

Немного истории о пробковых кранах

Пробковый кран, иногда его называют конусным, по форме запирающего органа - усеченного конуса, относится к древнейшему виду запорной арматуры. Достаточно вспомнить кран на самоваре.

Принцип действия пробкового крана

Пробка, имеющая в своем теле отверстие, эллиптической или трапецеидальной формы, устанавливается в седло, которое изготовлено по форме пробки. Поворотом пробки, происходит запирание/открывание потока рабочей среды.

С одной стороны конструкция достаточно простая, но с другой стороны имеет ряд недостатков, а именно конусная форма пробки и седла, существенно повышает трудоемкость изготовления так как, для обеспечения герметичности проводилась операция притирки.


На рисунке 1, приведена классическая схема пробкового крана для регулирования газового потока.

Современные пробковые краны

Положительной чертой советских газовых кранов является их длительный срок эксплуатации и ремонтопригодность. Однако такой кран требует регулярного обслуживания, поскольку герметичность такого устройства обеспечивается за счет притирки пробки крана к корпусу, подробнее об этом читайте в нашей статье.

Появление запаха газа в районе пробкового крана отнюдь не повод для его замены, однако вызвать представителя газовой службы для устранения причины утечки все же придется.

В данной статье пошагово описан процесс ревизии двух наиболее популярных газовых пробковых конусных кранов: муфтового и натяжного. Отметим, что данная статья не является призывом к действию, а предлагается исключительно в ознакомительных целях, поскольку газоопасные работы должны выполняться специализированными организациями, имеющими необходимые разрешения. Она будет полезна тем, кто желает лично убедиться в качестве ревизии крана, выполненной газовой службой.

Подготовительные работы

Прежде чем приступить к ревизии газового крана, необходимо выяснить, действительно ли источником утечки является кран. Для этого необходимо обмылить кран, нанеся пену на соединения. Находим места пропускания газа, чтобы убедиться, что причиной утечки действительно является кран.

Примечание. Шланг, ведущий к газовому оборудованию , был специально снят, чтобы показать, что утечка газа снаружи очень часто означает негерметичность самого крана. Потому варианты промазать корпус смазкой по наружной поверхности, заклеить пластилином и прочие народные методы не решают полностью проблему, а только создают иллюзию безопасности.

Для проведения ревизии нет нужды снимать газовый кран с газопровода. В данной статье это выполнено исключительно для наглядности процесса. Однако необходимо перекрыть подачу газа к газопроводу и стравить давление, а также предупредить соседей, чтобы они отключили все газопотребляющие приборы!

Необходимый инструмент

Для выполнения ревизии понадобится следующий инструмент:

  • широкая плоская отвертка
  • рожковый ключ № 17
  • смазка для газовых кранов
  • ветошь

Примечание. При отсутствии специальной газовой смазки ее вполне можно заменить графитной смазкой. Нежелательно использовать солидол, т. к. его свойства сильно зависят от температуры.

Процесс ревизии крана пробкового конусного муфтового

Плоской отверткой откручиваем резьбовую заглушку.

Вынимаем пружинку.

Плоской отверткой немного проворачиваем пробку крана, надавливая на нее. Пальцем второй руки придерживаем пробку. При ее заклинивании можно немного пристукнуть молотком по отвертке.

Примечание. Не повредите отверткой внутреннюю поверхность крана и не роняйте пробку, во избежание возникновения царапин и забоин!

Вынимаем пробку.

Ветошью протираем корпус крана и пробку. Засохшую смазку можно удалить бензином или спиртом.

Отверткой удаляем остатки старой смазки из пробки.

Наносим смазку тонким слоем на пробку.

Помещаем смазанную пробку в корпус.

Набиваем смазку в полость, где располагается пружина.

Размещаем пружину в пазу пробки.

Смазываем резьбовую заглушку и вкручиваем ее в корпус на несколько витков отверткой. Пружина должна попасть в паз на пробке.

Закручивая отверткой резьбовую заглушку, регулируем плавность хода крана. Проверяем, проворачивая пробку отверткой. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко.

Процесс ревизии крана пробкового конусного проходного натяжного

Придерживая пробку крана ручкой, откручиваем 17-м ключом по очереди контргайку и гайку.

Снимаем ограничительную шайбу.

Надавливаем пальцем на шпильку пробки, проворачивая пробку ручкой. При заклинивании пробки можно немного пристукнуть по шпильке молотком, предварительно накрутив на нее гайку, чтобы не повредить резьбу. Бить нужно по гайке!

Вынимаем пробку.

Очистка пробки и корпуса с последующей смазкой и сборкой производится аналогично муфтовому крану. Очищаем ограничительную шайбу от старой смазки.

Наносим смазку на корпус крана в месте прилегания ограничивающей шайбы.

Надеваем ограничивающую шайбу на паз шпильки. Пробку крана для этого ставим в полуоткрытое положение.

Накручиваем гайку прорезью к пробке крана.

Зажимая гайку, регулируем степень натяжения крана. Проверяем, проворачивая ручку крана. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко. Поджимаем контргайку.

Еще раз проверяем плавность хода.

Результаты проделанной работы

После подачи газа и контрольного обмыливания, утечек газа не обнаружено! Кран герметичен и стал работать гораздо приятнее, без заеданий!

Как устроен конусный (пробковый) кран? Где используются эти изделия? Для чего, например, употребляется пробковый кран 11Б6БК ДУ50? Как хороши эти элементы запорной арматуры в системах водоснабжения и отопления на фоне альтернатив? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что это такое

Принципиальная схема и используемые материалы

Так именуется закрывающее либо регулирующее приспособление, главный элемент которого - пробка - имеет форму полного либо усеченного конуса со сквозным каналом и соприкасается с корпусом всеми боковыми поверхностями. Непроницаемость для воды, воздуха, газа либо другой транспортируемой трубопроводом среды обеспечивается отсутствием зазора между стенками корпуса и пробкой.

Устройство пробкового крана подразумевает большую площадь трения и, как следствие, большое упрочнение, требующееся для поворота. Разумеется, что при громадном диаметре трубопровода оно станет неприемлемо громадным; кроме того: прикипание поверхностей дополнительно увеличит сопротивление.

Как раз исходя из этого для изготовления пробковых кранов традиционно используются коррозионностойкие материалы с низким коэффициентом трения - латунь и чугун.

Обратите внимание: из-за изюминок конструкции и низкой механической прочности используемых металлов диаметр пробковых кранов редко превышает 100 мм, а рабочее давление - 16 атмосфер.


Нет правил без исключений: при жажде в продаже возможно найти пробковый проходной кран диаметром до 200 миллиметров в металлическом корпусе.

Но к тем вентилям, каковые возможно встретить в подвалах, он имеет мало отношения:

  • Для облегчения вращения пробки употребляется редуктор с штурвалом.
  • Пробка выполняется все-таки из чугуна: в случае если прикипят друг к другу два металлических элемента, сорвать их не окажет помощь кроме того редуктор.

Герметизация корпуса

Как кран перекрывает перемещение воды либо газа в трубопроводе - осознать несложно. А как именно обеспечивается отсутствие утечек во окружающую среду?

Натяжение

Пробка проходит через корпус вентиля полностью. Ее хвостовик с нарезанной резьбой при затягивании навернутой на него гайки прижимает пробку к корпусу со большим упрочнением. Отсутствие зазора гарантирует отсутствие протечек как через вентиль по трубопроводу, так и во окружающую среду.

Любопытно: при работе вентиля уровень качества притирки поверхностей со временем улучшается.

Пружина

Газовый пробковый конусный кран, который возможно видеть на подводке к газовой плите в большинстве русских квартир, устроен пара в противном случае: пробка прижимается к корпусу не гайкой, а пружиной. Маленькое упрочнение прижима вкупе со смазкой снабжает умеренное упрочнение поворота пробки; но большое рабочее давление конструкции более чем мало.

Сальник

Наконец, на водоснабжении и отоплении массово использовался пробко-сальниковый кран: сальниковая набивка около штока снабжала отсутствие утечек. В большинстве случаев, употреблялся плетеный графитовый сальник.

То, как зажималась набивка, в большинстве случаев зависело от материала вентиля:

  • Латунные изделия применяли обжим накидной гайкой.
  • Пробковый чугунный кран чаще применял для обжимки сальника несколько болтов, притягивавших сальницу к ушкам корпуса.

Методы соединения корпуса с трубопроводом

Их, фактически, всего два:

  • Фланцевое . Смежные фланцы притягиваются друг к другу четырьмя - восемью болтами; герметичность обеспечивается паронитовой либо резиновой прокладкой.
  • Резьбовое, либо муфтовое . Для герметизации употребляется сантехнический лен и неестественные герметизирующие материалы.

В зависимости от номинального диаметра присоединяемого трубопровода указывается ДУ (условный проход) вентиля. Отечественная документация применяет метрическую систему; ДУ приблизительно соответствует внутреннему диаметру трубопроводу в миллиметрах. Импортные товары чаще маркируются в дюймах:

ДУ Размер в дюймах
15 1/2
20 3/4
25 1
32 1 1/4
40 1 1/2
50 2

Использование

Приведем пара примеров применения пробковых кранов в разных их выполнениях.

  • Самый наглядный пример - самоварный краник. Пробка в нем удерживается в корпусе крана лишь собственной тяжестью.
  • Смесители советского примера с рычажным переключателем были не весьма эргономичны в применении и довольно часто текли; но они были фактически неубиваемыми. Сломать рычаг либо пробку было непростой задачей.
  • Трехходовые пробковые краны употреблялись для регулировки температуры в квартирах: в зависимости от положения они пускали поток теплоносителя через батарею, через перемычку или полностью перекрывали его.

Кстати: последняя функция крана была обстоятельством лютой неприязни слесарей, обслуживавших районы, застроенные хрущевками. Узнать, кто из жильцов по стояку перекрыл кран, получалось далеко не сходу.

  • Газовые краны советского примера нами уже упоминались. Пробковый вентиль на фоне распространенных тогда винтовых вправду смотрелся куда более надежным и обеспечивающим отсутствие утечек.
  • Наконец, наровне с винтовым вентилем пробковый сальниковый кран был наиболее распространенным элементом запорной водоснабжения систем и арматуры отопления в 60 - 80 годы прошлого века. Именно там, например, массово употреблялся упомянутый в начале нашего материала вентиль 11Б6БК ДУ50: он монтировался на врезках ГВС и отопления в элеваторных узлах.

Преимущества и недочёты

Как выглядят пробковые краны на фоне альтернатив применительно к сантехнике?

Начнем с похвал в их адрес.

Плюсы

  • В отличие от винтовых вентилей, их не требуется в некотором роде ориентировать по направлению тока воды. Отрыв клапана не угрожает легко ввиду отсутствия такового.
  • Прямой и широкий сквозной канал в пробке формирует достаточно умеренное гидравлическое сопротивление - опять-таки в отличие от извилистых ходов в винтовом вентиле.
  • По той же причине пробковые вентиля ни при каких обстоятельствах не забиваются окалиной, ржавчиной и песком. Мусору просто-напросто негде задержаться в них.
  • От современных шаровых вентилей пробковые выгодно отличаются большей стойкостью к большим температурам.

Но: 150 С, большие для шарового вентиля, являются пределом температуры на подающей нитке теплотрассы в пик зимних холодов. Более высокие значения достижимы только в системах парового отопления, каковые на данный момент употребляются только на немногочисленных промышленных фирмах.


Минусы

  • И чугунные, и латунные вентиля при долгом бездействии закипают. Дабы провернуть их по окончании пяти лет простоя, требуется упрочнение, в полной мере талантливое порвать резьбу на сгоне.
  • По окончании пресловутого периода бездействия мельчайший поворот вентиля ведет к утечке воды через сальник. Да, это неприятность - неспециализированная для всех изделий с сальниковой набивкой; но при винтового вентиля она решается его полным открытием. Тут же приходится набивать сальник заново.
  • Кстати, о сальнике: набить его возможно, лишь предварительно перекрыв и скинув воду. С чем связана инструкция? В случае если вскрыть вентиль под давлением, потревоженная пробка вполне возможно полетит вам в лицо на фронте потока воды. В лучшем случае - холодной, в нехорошем - обжигающе горячей.

Для сравнения: задвижку с притертыми щечками для набивки сальника своими руками достаточно.

  • Бессальниковые (натяжные) вентиля приходится ослаблять перед открытием либо закрытием, что сопровождается утечкой воды. Особенно трогательно, в то время, когда вы находитесь под вентилем. В случае если же не ослаблять натяжную гайку, имеется настоящие шансы оторвать резьбу от пробки.
  • Шток для поворота приходится брать разводным, рожковым либо (значительно чаще) газовым ключом. Как следствие, довольно часто применяемые краны легко определить по скругленным, а то и фактически отсутствующим выше сальницы штокам.
  • При всем том цена пробкового вентиля не ниже, а обычно - выше шарового аналога того же размера.

Заключение

Выводы достаточно неутешительны. Морально устаревшая конструкция уже проиграла битву за рынок сантехнических коммуникаций и может употребляться разве что в узкоспециализированных промышленных трубопроводах.

В зданиях, где под радиатором стоит трехходовой пробковый кран, возможно только порекомендовать как возможно скорее выполнить замену подводок.


Как неизменно, в видео в данной статье читатель сможет отыскать дополнительную тематическую данные. Удач!

Положительной чертой советских газовых кранов является их длительный срок эксплуатации и ремонтопригодность. Однако такой кран требует регулярного обслуживания, поскольку герметичность такого устройства обеспечивается за счет притирки пробки крана к корпусу, подробнее об этом читайте в нашей статье.

Появление запаха газа в районе пробкового крана отнюдь не повод для его замены, однако вызвать представителя газовой службы для устранения причины утечки все же придется.

В данной статье пошагово описан процесс ревизии двух наиболее популярных газовых пробковых конусных кранов: муфтового и натяжного. Отметим, что данная статья не является призывом к действию, а предлагается исключительно в ознакомительных целях, поскольку газоопасные работы должны выполняться специализированными организациями, имеющими необходимые разрешения. Она будет полезна тем, кто желает лично убедиться в качестве ревизии крана, выполненной газовой службой.

Подготовительные работы

Прежде чем приступить к ревизии газового крана, необходимо выяснить, действительно ли источником утечки является кран. Для этого необходимо обмылить кран, нанеся пену на соединения. Находим места пропускания газа, чтобы убедиться, что причиной утечки действительно является кран.

Примечание. Шланг, ведущий к газовому оборудованию , был специально снят, чтобы показать, что утечка газа снаружи очень часто означает негерметичность самого крана. Потому варианты промазать корпус смазкой по наружной поверхности, заклеить пластилином и прочие народные методы не решают полностью проблему, а только создают иллюзию безопасности.

Для проведения ревизии нет нужды снимать газовый кран с газопровода. В данной статье это выполнено исключительно для наглядности процесса. Однако необходимо перекрыть подачу газа к газопроводу и стравить давление, а также предупредить соседей, чтобы они отключили все газопотребляющие приборы!

Необходимый инструмент

Для выполнения ревизии понадобится следующий инструмент:

  • широкая плоская отвертка
  • рожковый ключ № 17
  • смазка для газовых кранов
  • ветошь

Примечание. При отсутствии специальной газовой смазки ее вполне можно заменить графитной смазкой. Нежелательно использовать солидол, т. к. его свойства сильно зависят от температуры.

Процесс ревизии крана пробкового конусного муфтового

Плоской отверткой откручиваем резьбовую заглушку.

Вынимаем пружинку.

Плоской отверткой немного проворачиваем пробку крана, надавливая на нее. Пальцем второй руки придерживаем пробку. При ее заклинивании можно немного пристукнуть молотком по отвертке.

Примечание. Не повредите отверткой внутреннюю поверхность крана и не роняйте пробку, во избежание возникновения царапин и забоин!

Вынимаем пробку.

Ветошью протираем корпус крана и пробку. Засохшую смазку можно удалить бензином или спиртом.

Отверткой удаляем остатки старой смазки из пробки.

Наносим смазку тонким слоем на пробку.

Помещаем смазанную пробку в корпус.

Набиваем смазку в полость, где располагается пружина.

Размещаем пружину в пазу пробки.

Смазываем резьбовую заглушку и вкручиваем ее в корпус на несколько витков отверткой. Пружина должна попасть в паз на пробке.

Закручивая отверткой резьбовую заглушку, регулируем плавность хода крана. Проверяем, проворачивая пробку отверткой. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко.

Процесс ревизии крана пробкового конусного проходного натяжного

Придерживая пробку крана ручкой, откручиваем 17-м ключом по очереди контргайку и гайку.

Снимаем ограничительную шайбу.

Надавливаем пальцем на шпильку пробки, проворачивая пробку ручкой. При заклинивании пробки можно немного пристукнуть по шпильке молотком, предварительно накрутив на нее гайку, чтобы не повредить резьбу. Бить нужно по гайке!

Вынимаем пробку.

Очистка пробки и корпуса с последующей смазкой и сборкой производится аналогично муфтовому крану. Очищаем ограничительную шайбу от старой смазки.

Наносим смазку на корпус крана в месте прилегания ограничивающей шайбы.

Надеваем ограничивающую шайбу на паз шпильки. Пробку крана для этого ставим в полуоткрытое положение.

Накручиваем гайку прорезью к пробке крана.

Зажимая гайку, регулируем степень натяжения крана. Проверяем, проворачивая ручку крана. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко. Поджимаем контргайку.

Еще раз проверяем плавность хода.

Результаты проделанной работы

После подачи газа и контрольного обмыливания, утечек газа не обнаружено! Кран герметичен и стал работать гораздо приятнее, без заеданий!