Отделка изделий из металла. Урока «Отделка изделий из металла креманка с отделкой золочением

Методов и видов отделки существует множество, однако выбор конкретного способа зависит от пожеланий заказчика, а также целесообразности применения этого метода с определенным изделием.

Анодирование - это разновидность отделки, которая одновременно несет в себе и декоративную, и защитную функцию. На алюминиевую поверхность изделия способом электрохимической обработки наносится специальное покрытие золотистого цвета.

креманка с отделкой золочением

Золочение - это процесс нанесения тонкого слоя золотистого покрова на всю поверхность или часть изделия. Золочение может выполняться как с защитной целью, так и для придания нужного декоративного эффекта изделию. Золочение изделий происходит гальваническим методом. Если же речь идет о золочении изделий из таких материалов, как фарфор, сталь или дерево, то возможно применение сусального золота.

Лакирование - вид покрытия, применяемый для многих материалов и изделий, представляет собой прозрачное покрытие (матовое или блестящее). Лакирование может носить как декоративный характер, так и выполнять защитную функцию.

Оксидирование - вид отделки, применяется для изделий и сплавов, в состав которых входит серебро. Этот вид отделки выполняет как защитную, так и декоративную функцию, на поверхности изделий создается покрытие, имеющее различные оттенки серого и черного цветов.

Патинирование - вид отделки, применяемый с целью декорирования и защиты изделий. На поверхности отделываемого изделия создается покрытие, напоминающее коричневый «бархатистый» слой. Достаточно часто используется для отделки изделий, изготовленных из бронзы, латуни, меди или томпака.

Серебрение - вид отделки, который предусматривает нанесение на всю поверхность или часть изделия тонкого слоя серебра.

Тонирование - вид отделки поверхности изделий, когда наносится покрытие с различными оттенками.

Хромирование - способ отделки, который может использоваться как с целью декорирования, так и увеличения защитных свойств изделия, в частности, защиты от губительного влияния коррозии. Придает изделиям серый или блестяще-серебристый цвет.

Художественная расчистка - способ отделки, выполняемый вручную. При помощи специальной металлической или волосяной щетки, набора палочек для полировки (они могут быть деревянными, каменными, металлическими) и абразивной пасты снимается с изделия декоративная защитная пленка, что позволяет произвести художественное выявление рельефных элементов отделки изделия. Этот вид отделки позволяет придать изделию большей художественной выразительности.

значок с отделкой горячими эмалями

Эмалирование - метод художественной отделки изделий, когда на отдельные участки наносится эмаль. Для подобной отделки могут использоваться горячие (силикатные), холодные (органические) и финифтевые (живописные) эмали. Под эмалью принято понимать как сам цветной материал, используемый для отделки ювелирных изделий, наград и т.п., так и процесс их нанесения на изделия. Эмалирование принято считать одной из сложнейших технологий отделки ювелирных изделий, и умение его тонко и правильно наносить – это своеобразным «эталон мастерства».

печь для обжига эмали

Горячие эмали - это свинцовое стекло (может быть как прозрачным, так и нет), которое может окрашиваться в нужный цвет при использовании окислей различных металлов. Для подобного способа эмалирования необходимо использование специальной муфельной печи, так как отделка требует обработки при высоких температурах (600-850 градусов по Цельсию).

Холодные эмали - вид отделочного покрытия, основанный на использовании различных пигментов, а также лакокрасочных материалов, предлагаемых современной промышленностью. Кристаллизация их на готовом изделии ускоряется применением специальных катализаторов.

Живописные эмали - представляет собой, как правило, живопись миниатюрных размеров, выполненную эмалевыми красками на эмалевом покрытии. Закрепление нанесенного рисунка на основу выполняется посредством обжига при температуре в 600-700 градусов по Цельсию (в муфельной печи). После обжига рисунок еще и покрывается бесцветной эмалевой глазурью, после чего также обжигается.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Тонколистовой металл

Отделка изделий

Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки в учебной мастерской включает зачистку кр омок, шлифование деталей и окраску . Эти операции придают изделию красивый внешний вид и увеличивают его сопротивление износу и коррозии.
С этой целью изделия из тонколистового металла и проволоки зачищают напильником и шлифовальной шку ркой и покрывают краской или лаком.
Зачистку кромок выполняют напильником с мелкой засечкой. С его помощью удаляют заусенцы, притупляют острые углы. Небольшие неровности, царапины удаляют шлифовальной шкуркой. Для удобства зачистки кромок заготовок из листового металла рекомендуется закрепить их между двумя деревянными дощечками в тисках. Тонкие и короткие детали обрабатывают на листе шлифовальной шкурки. Детали прижимают деревянной колодочкой и с некоторым усилием перемещают взад и вперед по поверхности шкурки.
Перед окраской или лакированием поверхности детали обезжиривают специальными растворами (по указанию учителя) или протирают их ватным тампоном, смоченным в растворе соды.

Краску или лак наносят на сухую поверхность методом распыления из баллончиков или кистью равномерно по всей поверхности (см.рис. справа).

Нанесенную кистью масляную краску тщательно растирают по всем направлениям. Эмалевую краску (эмаль) наносят без растирания. Второй слой краски или лака наносят после высыхания первого. При этом слой краски становится ровным, а окрашенная поверхность приобретает красивый вид. Покрытие краской или лаком защищает поверхность изделий от коррозии.
Кисти хранят в стеклянной банке с водой или в специальной подвеске.

Широко применяется покрытие поверхностей металлических изделий окисными пленками - оксидирование . Для этой цели изделие нагревают в муфельной печи и охлаждают в специальном растворе (подготовленном учителем). Поверхность таких изделий имеет черный или темно-синий цвет. Этот способ отделки называют воронением (чернением ).

Быстрое чернение (аналогично воронению и оксидированию) это процесс придания красивого равномерного черного декоративного и защитного покрытия на металлические изделия при комнатной температуре.

На предприятиях антикоррозионную отделку металлических изделий выполняют лудильщики (покрытие оловом ), гальваники (электролитическое покрытие хромом, никелем и др.), металлизаторы (покрытие любым распыленным металлом ). Рабочие этих специальностей должны хорошо знать свойства металлов и сплавов, устройство установок для отделки изделий.

Работы по окраске и лакированию выполнять в проветриваемом помещении.
Следить за чистотой рук и одежды.
Не касаться грязными руками глаз и лица.
Не окрашивать изделия вблизи нагревательных приборов.

После окончания работы тщательно мыть руки с мылом.

Технология обработки тонколистового металла

  1. Дать учащимся общее представление о ручной обработке тонколистового металла.
  2. Развивать основные приёмы обработки металлов резанием и давлением.
  3. Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей деятельности.

Оборудование:

  • компьютер,
  • рабочее место слесаря,
  • слесарный инструмент и оборудование.

Метод обучения: лекция-беседа, практическая работа.

Время: 2 часа

Объект работы: “Кормушка для птиц”

Ход урока

I.

Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Теоретическая часть:

1. Повторение пройденного материала.

1). Вставьте пропущенные слова и прочитайте определение:

  • сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется…; (сталь).
  • сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3-4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется …; (чугун).
  • сплав меди с … называется латунью; (цинком).
  • сплав … с …, а также другими элементами называется бронзой; (меди с оловом)
  • сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это … (дюралюминий)

2). Терминологический диктант по свойствам металлов.

Учитель раздаёт карточки с заданием (слайд 1). Найти соответствие термина с определением (рис. 1), Например: 1-3, 2-1, 3-2 и т.д.

Рис. 1. Тест “Свойства металлов”

2. Сообщение темы (слайд 2) и цели урока (слайд 3).

3. Изложение нового материала.

Технология обработки тонколистового металла это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей в изделиях из металлов с использованием станков, инструментов и оборудования. Производственный процесс включает в себя разработку конструкторской и технологической документации. Это чертежи, пояснительные записки, расчёты, схемы.

Технологический процесс составляет часть производственного процесса, связанного с изменением формы, размеров, а также состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. Технологический процесс состоит из технологических операций, которые представляют собой законченные части технологического процесса обработки изделия, выполняемые на одном рабочем месте.

Технология изготовления изделий из тонколистового металла.

Технология производства изделий из тонколистового металла включает в себя следующие слесарные операции: разметку с применением разметочного инструмента (слайд 4), обработку тонколистового металла резанием (слайд 5), обработку тонколистового металла давлением; правку и гибку (слайд 6). Такие виды работ предстоит выполнить учащимся при производстве объёмного изделия из тонколистового металла, которое называется “Кормушка для птиц” (рис.2) (слайд 7). Достижение этой цели и решение практической задачи предлагается осуществить с использованием метода проектов. Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить наше изделие с точки зрения приобретения новых знаний, умений и навыков в процессе выполнения практической работы, которые могут быть использованы в дальнейшей конструкторской деятельности. Исследованием процесса обработки тонколистового металла, мы попробуем оценить свои возможности, уровень полученных знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи.

Любое изделие из тонколистового металла можно описать словами, однако этого не достаточно для того, чтобы его изготовить. Необходимо иметь технический рисунок, эскиз или чертёж изделия с указанием всех необходимых размеров и материалов, из которых необходимо сделать изделие. На рисунке 3 показаны чертежи нескольких изделий, выполненных из тонколистового металла.

Рис. 3. Чертёж изделий из тонколистового металла: а - подвеска; б - крючок для вешалки.

Сегодня мы попробуем сделать объёмное изделие из тонколистового металла, которое будет включать в себя все технологические операции, которые будут способствовать производству продукта труда. Для этого мы сделали на листе бумаги (тетрадный лист в клеточку) развёртку объёмного изделия “Кормушка для птиц” (рис.4), (слайд 8).

Рис. 4. Объёмное изделие из тонколистового металла: а - рисунок; б - чертёж развёртки

Разметка тонколистового металла

Учитель - Что общего у птицы и ученической ручки, которой можно рисовать тушью? (Перо).

Все вы знаете, что на глазок сделать какое-либо изделие невозможно, так как оно, вероятнее всего, не подойдёт по размерам. Значит, и в слесарном деле разметка играет не последнюю роль, а наоборот технологическая операция, с которой всё и начинается. Сегодня с этой операцией мы познакомимся поближе. Мы с вами знакомы с приёмами разметки древесины, а сегодня мы посмотрим, чем же отличается разметка на металле.

Учитель. На плоскости древесины мы можем наблюдать линию разметки, а на металле нет. Почему? (На металле линия разметки от карандаша не видна, она блестит также, как металл) .

Учитель. Поэтому необходимо использовать другой метод. Что могли бы предложить вы? (Чертилка, кернер, разметочный циркуль).

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия. Разметка - это нанесение на поверхность заготовки линий и точек для обозначения границ обработки детали и центров отверстий. Линии, наносимые на заготовку, называют рисками.

1). Инструменты разметки на тонколистовом металле.

Для разметки деталей применяются чертилки, металлические линейки, кернеры, слесарные угольники, разметочные молотки.

Металлические линейкибывают различной длины: 150 мм, 200 мм, 300 мм,500 мм, 1000 мм. Началом измерения у этих линеек служит левая кромка с отметки “0”. Спомощью линеек измеряют образцы и переносят размеры на заготовку, проводят разметочные прямые линии (риски). Чертилкой на поверхность металла наносят разметочные линии (риски). Кернером делают углубления в металле, называемые кернерными метками. Накернивают обычно риски, которыми обозначают на заготовках границы детали, центры отверстий.

Разметочный молоток массой 150-200 граммов применяется для кернения границ обработки детали, рисок. По угольникам проверяют углы деталей и наносят риски на заготовки. Разметку обычно проводят на верстаке с разметочной плитой.

Разметка выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля, кернера, шаблона (рис.5).

Рис. 5. Инструменты для разметки заготовки из металла.

Риски бывают основными и вспомогательными. Основными рисками обозначают границы обработки, резания и т. п. От вспомогательных рисок откладывают необходимые размеры. Центры отверстий и границы деталей на заготовке отмечают небольшими кернерными метками. Проще всего разметить заготовку по шаблону. Сегодня мы будем для разметки использовать развёртку изделия, подготовленную вами на прошлом уроке (рис.6) (слайд 9).

Рис.6. Шаблон детали.

Шаблон - это специальная деталь, размеры и контур которой такие же, как и у нужного нам изделия. По шаблону удобно размечать одинаковые детали. Более сложный, но более точный способ разметки - по техническому рисунку или чертежу.

2). Техника выполнения разметки на тонколистовом металле.

Прежде чем приступить к разметке детали, надо правильно подобрать заготовку. Делают это так. Измеряют длину, ширину и толщину заготовки и сравнивают эти размеры с образцом или размерами, указанными на чертеже детали. Затем очищают металл от ржавчины, грязи, масла и пробуют провести риску чертилкой. Если риска плохо видна, поверхность зачищают металлической щеткой или крупной шкуркой. Затем поверхность покрывают либо быстросохнущей краской, либо раствором столярного клея с мелом, либо раствором медного купороса.

Ровные кромки заготовки называют базами разметки и от них ведут разметку деталей. Линейку прикладывают так, чтобы кромка заготовки совпала с заданным делением на линейке. Чертилкой по торцу линейки проводят короткую риску. Повторяют данную операцию на другом конце заготовки. Затем через две риски проводят линию. Если у заготовки нет ровных кромок, то базой разметки служат вспомогательные риски. Такие риски проводят по линейке или при помощи плоского угольника. Далее отмеряют все нужные размеры согласно чертежу.

Учитель показывает приемы разметки на тонколистовом металле и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при разметке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при разметке металла (учебник, с. 90), (Приложение 1) .

Резка металла как технологическая операция.

Поскольку мы будем работать на уроке с тонколистовым металлом (учитель показывает заготовку в виде консервной банки из под сгущенного молока с вырезанными донышками), который легко режется и выправляется, то прежде всего необходимо научиться использовать для этой технологической операции следующий инструмент и оборудование.

1). Инструменты для резания тонколистового металла.

Тонколистовой металл разрезают с помощью слесарных ножниц (рис.7), установленных на крышке верстака или в губках слесарных тисков (рис.8).

Рис.7. Ручные ножницы.

Рис.8. Резание ножницами: а – на столе верстака;

б – с закреплением ножниц в тисках.

Ручные ножницы состоят из двух половинок, соединяемых между собой винтом На рис. 8 а и б показана правильная хватка ножниц в зависимости от условий выполнения технологической операции. Каждая половинка ножниц составляет одно целое: нож и ручку. Промышленность изготавливает ножницы правые и левые. У правых ножниц верхняя режущая кромка лезвия расположена справа от нижнего лезвия, а у левых – с левой стороны. Разрезать листовой металл по прямым и кривым линиям лучше всего правыми ножницами. В этом случае всегда видна разметочная линия. Для резания более толстого листового металла (толщиной до 2 мм) применяют приспособления для резки тонколистового металла (рис.9) или ножницы (рис.10) (слайд 10).

Рис.9. Приспособление для резки

Рис.10. Резание толстолистового металла механичестонколистового металла. кими ножницами.

2). Техника резания тонколистового металла.

Разрезать тонкий листовой металл можно двумя способами. В первом случае ножницы держат в правой руке. Разжимают (раскрывают) ножницы мизинцем и безымянным пальцем. Левой рукой в перчатке удерживают лист металла и подают его между лезвиями ножниц, направляя лезвие точно по риске. Сжимают ручки пальцами правой руки и разрезают заготовку. Затем операцию повторяют.

При работе ножницы следует раскрывать не полностью, а лишь настолько, чтобы они захватывали листовой металл. Если раскрыть ножницы слишком широко, то они будут не резать, а выталкивать лист. К концу движения разрезания лезвия ножниц не закрывают полностью, чтобы не получалось неровностей.

При резании вторым способом одну ручку ножниц зажимают в тисках, а другая ручка остается свободной. Последовательность работы та же, что и при первом способе, но рукой берут лишь одну ручку инструмента. Такая установка ножниц позволяет разрезать более толстый металл и куски большего размера с небольшими затратами усилий. Если металл ножницы не режут, а мнут, значит следует обратить внимание на небольшую особенность технологии резки слесарными ножницами. Движение руки с ручкой слесарных ножниц должно быть “вниз и на себя”. Это делается с целью уменьшения зазора между режущими элементами ножниц (ножами).

3). Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает приемы резки тонколистового металла и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при резании металла ножницами.

Учащиеся под руководством учителя изучают правила безопасной работы при резании металла ножницами (учебник, с. 100-101), (Приложение 2) .

Правка тонколистового металла

Правкой называется операция выпрямления заготовок из листового металла, проволоки. Обычно выпрямляют заготовки перед разметкой, а также после разрезания ножницами, рубки зубилом и т. д. При выполнении правки важно знать такие свойства металла, как упругость и пластичность, а также инструмент и оборудование, используемые для этой технологической операции.

1). Инструменты для правки тонколистового металла.

Править тонколистовой металл вручную лучше всего на правильной плите молотком с незакаленным бойком или киянкой (рис.11). Боек у молотка должен быть круглый, так как бойком с квадратными углами можно случайно сделать вмятины на поверхности металла. Иногда для правки листов применяют молотки со вставками из мягких металлов - меди, свинца. Листы очень тонкого металла (фольга) правят деревянным бруском (рис.12).

Рис. 11. Правка тонколистового металла

Рис. 12. Правка фольги на правильной на правильной плите киянкой плите деревянным бруском

2). Техника правки металла.

Листовой металл толщиной свыше половины миллиметра правят таким образом. Все выпуклости обводят мелом и кладут лист на плиту выпуклостью вверх. Молотком наносят удары с краев листа по направлению к выпуклой части. При этом ровная часть листового металла будет вытягиваться, а выпуклая постепенно выправляться. Приближаясь к выпуклому месту, силу ударов постепенно уменьшают, но наносят удары чаще.

Листы жести правят деревянным бруском, поглаживая им по металлу в разные стороны. Во время работы важно помнить, что нельзя наносить удары по выпуклой части, так как от этого выпуклость может увеличиться. Качество правки контролируют разными способами: на глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами.

3). Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает приемы правки и контроля качества тонколистового металла, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при правке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при правке металла (учебник, с. 98), (Приложение 3) .

Гибка тонколистового металла

Гибка - слесарная операции, с помощью которой заготовке или ее части придается необходимая форма. Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников.

1). Инструменты и приспособления гибки тонколистового металла.

Гибку выполняют киянкой . Можно воспользоваться слесарным молотком, но удары следует наносить не по заготовке, а по деревянному бруску, который будет отгибать металл, не оставляя на нем вмятин. Для гибки заготовок часто применяют оправки в виде брусков металла различной формы. Для этой цели мы будем использовать металлический уголок, установленный в губках тисков.

2). Техника выполнения гибки тонколистового металла.

Учитель. Первоначально легкими ударами сгибают края заготовки, а затем переходят к ее средней части. Для придания нужной формы иногда используют плоскогубцы или круглогубцы. В нашем случае это будет 6,7,8 операция по технологической карте изготовления изделия, которую выполняют слесарным молотком.

3). Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает приемы гибки тонколистового металла и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при гибке тонколистового металла (учебник, с. 90).

III. Практическая часть

.

Самостоятельная работа “Изготовление объёмного изделия из тонколистового металла”

1. Организация рабочего места

Учащиеся выполняют задание каждый на своём рабочем месте (слесарный верстак). Для выполнения работы понадобятся: разметочные инструменты -металлическая линейка, шаблон; режущие инструменты и приспособления - тиски, ножницы по металлу; инструменты для правки и гибки - киянка, уголок, слесарный молоток, оправка, пассатижи; шаблон для контроля углов, технологическая карта изделия; образец изделия; клей ПВА.

(Приложение 4, поз.4-8) ; (слайд 18).

9). Зажмите оправку в губки тисков и отбейте грани детали слесарным молотком (Приложение 4, поз.9) ; (слайд 19).

10). Проверьте качество выполненной работы визуально, сравнив с образцом, и инструментально контрольно-измерительными инструментами (рис.21) ; (слайд 20).

11). Представьте выполненную работу учителю. (Приложение 5) .

3. Текущий инструктаж

Самостоятельное выполнение учащимися практического задания. Текущие наблюдения учителем последовательности изготовления изделия и соблюдения правил безопасности труда. Ответы на возникающие вопросы в процессе работы. Проверка качества выполненной работы.

Возможные ошибки учащихся.

1). Тонколистовой металл не режут ножницы. Причина: при выполнении разделения тонколистового металла большой зазор между ножами ножниц или они затупились.
2). Линия реза уходит к середине заготовки листового металла. Причина: левая придерживающая рука в процессе резания должна вытягивать заготовку “на себя”.
3). Несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания детали по шаблону. Причина: невнимательность во время работы, неправильная предварительная разметка (шаблон выполнен не по размерам чертежа развёртки детали).
4). Повреждение поверхности детали. Причина: невнимательность при выполнении сгибов, нарушение технологической последовательности выполнения операций.

IV. Итоговая часть.

Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения рубки металла.

2. Домашнее задание:

1). Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.

3).Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.

§ 14. ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ ОКРАШИВАНИЕМ

1. В чём сущность технологических операций, выполняющихся при отделке изделий?

2. Какие способы отделки изделий тебе известны?

3. С какой целью выполняют отделку изделий?

4. Какова технология отделки изделий из древесины с использованием трафарета?

Для более надёжной защиты металлических поверхностей от коррозии и придания им привлекательного внешнего вида их красят или лакируют. Такие технологические операции осуществляются после выполнения антикоррозионной обработки, то есть снятия с поверхности металла ржавчины, пыли, грязи, окалины, и грунтовки поверхности.

Сущность грунтовки заключается в нанесении на поверхность изделия специального раствора-грунта, который служит для лучшего сцепления лакокрасочных материалов. Промышленность выпускает для этого разные виды грунтовок (рис. 160).

Если поверхность имеет царапины или вмятины - её шпаклюют, то есть заполняют специальной пластичной шпаклёвочной пастой. Для этого используют готовую пасту-шпаклёвку (рис. 161). Промышленность выпускает разные её виды: для шпаклевания металла, древесины, штукатурки и т. п. Наиболее распространённой является универсальная шпаклёвка, используемая для шпаклевания поверхностей всех перечисленных материалов. Перед приобретением этого материала необходимо ознакомиться с назначением и технологией его нанесения на поверхность, которая указана в инструкции на упаковке. Выполняют шпаклевание специальным резиновым или металлическим инструментом - шпателем (рис. 162).

Шпаклёвка наносится шпателем тоненьким слоем сначала вдоль, а затем - поперёк поверхности (рис. 163).

Рис. 160. Грунтовые смеси

Рис. 161. Шпаклёвки

Рис. 162. Виды шпателей: а - резиновый; б - металлический

Рис. 163. Приёмы шпаклевания

Рис. 164. Смеси для декоративного покрытия: а - лак; б - краска

При этом шпатель размещают под углом ориентировочно 60° к поверхности и следят, чтобы на ней не оставалось следов от инструмента. Маленькие неровности удаляют мелкозернистой шкуркой после полного высыхания шпаклёвки.

Последний этап обработки изделий из металла - декоративная обработка, то есть окрашивание или лакирование. Вид окончательной обработки и выбор цвета краски или лака определяются в зависимости от назначения детали или изделия. Промышленность выпускает много видов лакокрасочных материалов (рис. 164). Поэтому при их приобретении необходимо ознакомиться с инструкцией на упаковке, а перед использованием тщательным образом размешать материал до образования однородной массы.

Лакокрасочные вещества наносят с помощью различных инструментов. Для окрашивания используют флейцы, валики и кисти соответствующих размеров (рис. 165). При пользовании покрасочными инструментами необходимо следить, чтобы при макании их в краску не было слишком большого её количества на рабочей части. Для этого флейц или кисть окунают приблизительно на треть рабочей части, а валик после макания растушёвывают, двигая его в ванночке «вперёд-назад», чтобы краска равномерно просочилась по всему его периметру (рис. 166).

Рис. 165. Инструменты для окрашивания: а - флейцы; б - валик; в - кисти

Рис. 166. Подготовка инструментов для нанесения краски: а - флейцем; б - валиком

Рис. 167. Перчатки для окрашивания

Окрашивание выполняют обязательно в специальных резиновых перчатках (рис. 167). После завершения работы их протирают тампонами для удаления остатков краски и хранят для дальнейшей работы.

Так как металлические поверхности не просачиваются лакокрасочными смесями, на них могут образовываться капли и следы от протекающей краски (разводы). После их высыхания образуются неровности, ухудшающие эстетический вид изделия. Чтобы предотвратить это, нужно использовать густую краску, а наносить её необходимо тонким слоем, тщательным образом растирая (растушёвывая) вдоль и поперёк поверхности или вверх и вниз, а затем - вправо и влево при вертикально размещённой заготовке. Приёмы нанесения покрасочных смесей показаны на рисунке 168.

После нанесения первого слоя лакокрасочных материалов и их высыхания наносят второй слой. Чтобы придать изделию лучший внешний вид, второй слой после его высыхания полируют. После окрашивания инструменты нужно подготовить для хранения. Для этого их необходимо тщательным образом очистить от остатков краски или грунтовки. С этой целью их отжимают и вытирают, затем промывают олифой и хранят на специальных подставках в сосудах с водой (рис. 169).

Рис. 168. Приёмы нанесения покрасочных смесей: а - флейцем; б - валиком

Рис. 169. Хранение кистей: а - на подвесе; б - в зажимах

Рис. 170. Краскораспылитель

Рис. 171. Нанесение рисунка с помощью трафарета

В настоящее время значительное распространение получило использование электромеханических ручных инструментов - распылителей покрасочных смесей - краскопультов. В них краска наносится на поверхность под действием сжатого воздуха (рис. 170). Об особенностях работы этим инструментом ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения.

Отделку можно выполнять нанесением на поверхность металла рисунка с помощью трафарета. Для этого его закрепляют на окрашенную сухую поверхность заготовки и с помощью тампона или кисти наносят тоненький слой краски, следя при этом, чтобы не образовывались разводы под трафаретом (количество покрасочной смеси на тампоне или кисти должно быть минимальным). После высыхания краски трафарет аккуратно снимают (рис. 171).

При выполнении отделочных работ необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Не класть на стол лишние материалы и инструменты.

2. Следить за своей рабочей позой, сохраняя правильную осанку.

3.Работать с красителями и растворителями очень осторожно, не допуская их попадания на открытые части тела, особенно беречь лицо и глаза.

4. Наносить покрасочные смеси можно в специально отведённых местах, оборудованных вентиляцией.

5. В школьных мастерских используют лакокрасочные материалы только на масляной основе.

7. Крася или лакируя изделия, нужно постоянно проветривать помещение.

8. Руки перед лакированием желательно смазать вазелином, а после работы вытереть их досуха чистой тряпкой.

9. В случае попадания лака на кожу вымыть руки с мылом; если лак не смывается, смочить его нашатырным спиртом.

10. Обрабатывать изделия шлифовальными шкурками следует осторожно, чтобы части абразивных веществ не попали в глаза.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15

Окрашивание металлических поверхностей

Оборудование и материалы: масляная краска, олифа, малярные кисти, щётки, стекло размером 60 x 60 см, металлическая щётка, шлифовальная шкурка, полировальная паста, фетр, шлиф, обтирочный тканевый материал.

Выполняется при наличии вытяжного оборудования!

Последовательность выполнения работы

Подготовка масляной краски к работе.

Определение ориентировочной густоты краски

1. Внимательно ознакомься с инструкцией на упаковке краски.

2. Открой упаковку. Размешай краску до однородной массы.

3. Чтобы проверить густоту краски, нанеси каплю её на кусочек чистого сухого стекла.

4. Поставь стекло вертикально, дай возможность краске стечь. Густота краски считается пригодной для использования, если длина потёка краски по стеклу составляет 35...50 мм. Если длина потёка меньше, разведи краску олифой, если больше - добавь густую краску.

Нанесение масляной краски на металлические поверхности

1. Подготовь для окрашивания изделия, изготовленные на предыдущих занятиях.

2. Очисти поверхность от ржавчины.

3. Выполни шлифование и полирование поверхности, если данные технологические операции не выполнялись относительно выбранного объекта труда на предыдущем уроке.

4. Очисти поверхность от грязи.

5. Нанеси на поверхность слой краски.

6. После высыхания первого слоя нанеси второй слой.

7. После повторного высыхания краски сними неровности шлифовальной шкуркой, очисти грязь влажной тканью, просуши изделие.

8. Отполируй изделие.

9. Нанеси третий слой краски.

10. Чтобы придать окрашенной поверхности большую прочность и блеск, после тщательного высушивания окрашенной поверхности покрой её масляным лаком.

Окрашивание, лакокрасочные материалы, растушевки, краскопульт.

Кисть - прикреплённый к ручке пучок ровных щетинок, волосков, который используется для нанесения краски, клея, лака.

Краскопульт - аппарат для механического распыления невязких смесей красок.

Растушёвка - наложение тонкого слоя краски или лака путём тщательного растирания.

Солидол - густое масло, которым покрывают металлические поверхности.

Флейц - плоская широкая кисть (щётка) из мягкого волоса, которой сглаживают свежеокрашенную поверхность.

Форсунка - устройство, с помощью которого распыляют покрасочную смесь.

1. Какие технологические операции называют отделкой?

2. Каковы особенности окрашивания металлических поверхностей?

3. Какие подготовительные технологические операции предшествуют окрашиванию? лакированию?

Тестовые задания

1. Процесс придания изделию эстетического вида называется...

А декорированием

Б лакированием

В отделкой

Г правильны все ответы

Д правильного ответа нет

2. Плёнка, защищающая изделия из тонколистового металла и провода от влияния внешней среды, образуется в результате его...

А шлифования

Б покрытия лаком

В опиливания

Г выжигания

Д окрашивания масляными красками

3. Процесс придания изделию красивого внешнего вида окрашиванием и лакированием называется...

А декорированием

Б отделкой

В росписью

Урок технологии на тему

«Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»

Предмет: технология.

Класс: пятый.

Четверть: третья.

Количество часов: один.

Дата: 21.03.2015 г. (1 час).

Урок: №52.

Раздел: «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов».

Учитель:

Цель: ознакомить учащихся с отделкой изделий из металла и пластмассы, правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; научить пятиклассников выполнять отделку изделий из металла и пластмассы, контролировать и оценивать качество изделий, выявлять и устранять дефекты отделки; развивать аккуратность, внимательность, точность исполнения.

Дидактические средства обучения: верстак, тиски, струбцины, плоскогубцы, круглогубцы, деревянные бруски, чертилки, металлические линейки, напильники, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, масляные краски, эмали, лаки, кисти, резиновые перчатки, учебник (§ 31), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы .

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основные понятия: окрашивание, метод распыления.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала.

1. Фронтальный опрос:

Вспомните, каким образом выполняют отделку изделий из древесины.

Как защитить металлическое изделие от ржавчины?

Как нужно подготовить изделие, прежде чем его окрашивать?

Какие материалы и инструменты для окраски вы знаете?

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы».

Цель урока – научиться выполнять отделку изделий из металла и пластмассы.

III. Изложение нового материала.

Сначала учитель рассказывает о защитной и декоративной функции операции отделки поверхностей изделий из металлов, показывает обучающимся образцы изделий, не прошедших и прошедших отделку, знакомит с материалами для отделки (масляной краской, эмалью и лаком), демонстрирует технологию окрашивания на небольших образцах. Следует акцентировать внимание обучающихся на необходимости тщательной зачистки металлических деталей перед окраской, рассказать, как устранить дефекты покраски, появляющиеся как в момент окрашивания, так и после высыхания окрашенного слоя. Затем сообщить правила безопасной работы.

Для фронтального опроса по новому материалу можно задать вопросы, приведённые в конце §31 учебника.

После этого школьники приступают к выполнению практической работы № 29 учебника.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмасс – окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия.

Отделку стальных деталей выполняют окрашиванием . Окраска не только улучшает внешний вид, но и защищает изделие от коррозии (ржавчины). Детали из алюминия , меди или латуни часто отделывают лакированием.

Рассмотрим технологию отделки металлического изделия на примере стальной металлической коробки (рис. 154).

Работу начинают с зачистки всех поверхностей (см. §26). Сначала все заусенцы, острые кромки и углы зачищают напильником с мелкой насечкой (рис. 154, а) . После этого все поверхности обрабатывают шлифовальной шкуркой (рис. 154, б ), зачищая царапины, неровности и снимая следы ржавчины. Затем поверхности обезжиривают специальными растворами (выполнять под руководством учителя ).

Окраску выполняют только тогда, когда поверхности высохнут. Масляную краску тщательно растирают кистью во всех направлениях, а эмаль наносят без растирания (рис. 154, в ). Приёмы работы кистями такие же, как и при отделке изделий из древесины (см. рис. 67). После высыхания первого слоя окраску изделия можно повторить.

Иногда краску или лак наносят методом распыления из баллончика (рис. 155).

Описанная технология окрашивания изделий из металла также подходит для отделки изделий из пластмассы. Однако некоторые виды пластмасс могут быть окрашены только специальными эмалями, так как обычные эмали не удерживаются на их поверхности.

Правила безопасной работы

1. Работы по окрашиванию проводить только в хорошо проветриваемом помещении.

2. Оберегать руки и одежду от попадания красок и эмалей.

3. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.

IV. Фронтальный опрос по новому материалу.

1) Что такое отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов?

2) Какие инструменты применяют для отделки металлических изделий?

3) Что даёт, кроме улучшения внешнего вида, окрашивание изделия из стальной проволоки?

4) Почему деталь из алюминия или меди лучше лакировать, чем красить?

5) Что произойдёт, если нанести на поверхность второй слой краски, не дав высохнуть первому?

6) Нужно ли окрашивать деталь, изготовленную из белой жести?

7) Почему при нанесении краски методом распыления из баллончика не следует долго окрашивать одно и то же место?

V. Практическая работа № 29

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

Перед практической работой ученики должны заполнить таблицу в рабочей тетради (п. 1 задания 29). Это задание способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий посредством формирования способности ставить учебные цели, планировать их реализацию, осуществлять выбор путей достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по полученному результату. После составления плана действий обучающиеся занимаются непосредственно отделкой изделий из металла или пластмассы.

Внимание! Обезжиривать поверхности перед окраской и отмывать кисти от краски, эмали и лака после работы должен только учитель!

После выполнения окраски следует предложить обучающимся выполнить п. 2 задания 29 в рабочей тетради, чтобы они оценили качество отделки изделия.

Ошибки, которые наиболее часто допускают пятиклассники:

– некачественно зачищают поверхности перед отделкой;

– наносят на поверхность слишком толстый неровный слой краски, эмали или лака.

Необходимо следить за недопущением таких ошибок.

Примерные критерии оценки качества работы на данном уроке:

1) правильное выполнение задания 29 в рабочей тетради;

2) соблюдение правил безопасной работы;

3) правильная подготовка рабочего места для отделки изделий;

4) верный выбор инструментов и материалов для отделки;

5) качественная очистка детали от заусенцев и острых кромок напильником;

6) хорошая очистка металлических поверхностей от пыли или ржавчины шлифовальной шкуркой;

7) правильное использование приёмов работы при окрашивании и лакировании;

8) выявление дефектов и их устранение;

9) время выполнения задания;

10) качество окончательно окрашенных или лакированных поверхностей.

Текущий инструктаж

Учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы при отделке деталей и изделий.

1. Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для окрашивания или лакирования деталей, а также краску или эмаль, лак, кисти.

2. Зачистите поверхности сделанных ранее изделий, обработайте раствором для обезжиривания (под наблюдением учителя), дайте поверхностям просохнуть.

3. Выполните окраску или лакирование поверхностей изделия.

4. Если необходимо, нанесите после высыхания второй слой краски или лака.

5. Проверьте качество полученного изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанные изделия и поместить фотографии в портфолио (см. пример в Приложении).

VI. Подведение итогов урока.

1. Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется оценка по указанным выше критериям. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.

2. Домашнее задание. 1)* Разгадать кроссворд из рабочей тетради.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1 – кусачки, 2 – электродрель, 3 – патрон. По вертикали: 4 – кожух, 5 – бородок, 6 – заклёпка.

2) Найти в Интернете информацию об окрашивании металлических деталей на промышленных предприятиях, например, кузовов автомобилей на автозаводе, и подготовить к следующему уроку небольшое сообщение.