Из какого сырья делают фарфор. Все о фарфоре: виды, классификация, роспись

Систематизируем фарфор по составу сырья. Весь фарфор можно разделить на три основные группы - восточный фарфор, европейский твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).

Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.

Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием "б и с к в и т а"; но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.

Массы для фарфоровых изделий

Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.

Первый обжиг твердого фарфора производится до температуры 850-950°С. Костяной фарфор производится из масс, содержащих костяную золу, фосфорнокислый кальций, полевой шпат и др. Обжигается вначале при температуре 1230-1250°С, затем при температуре плавления глазури 1050-1150°С. Фриттовый фарфор содержит щелочные легкоплавкие фритты, сплавленные из кварцевого песка, соды, поташа, селитры, гипса и др. материалов. Обжиг фриттового фарфора производится вначале при более высокой температуре (1200-1300°С), а при более низкой. Низкотемпературный фарфор изготавливается из низкоспекающихся масс и покрывается белой глухой циркониевой глазурью. Основными компонентами для его изготовления служат каолин, бентонит, пегматит, глинозем, доломит и др. материалы. Черепок спекается, обжигается однократно при температуре 1160-1180°С, водопоглощение до 0.5%.

Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С. Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др. Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками. Механическая прочность мягкого фарфора в полтора раза меньше твердого.

Твердый фарфор , в зависимости от назначения делится на 3 группы:
1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
2.Электротехнический (изоляторы).
3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).

Наиболее вредные примеси фарфора - Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.

Костяной фарфор отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Отдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.

Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.

Мягкий фарфор , обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.

Французский мягкий фарфор состоит из невполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, с свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.

Основной составной частью фарфора восточного и европейского твердого является каолин (неплавящаяся фарфоровая глина и полевой шпат). В европейском фарфоре каолина больше, чем в восточном, и он требует более жаркого огня при обжиге. Это сообщает ему прозрачность, зато в таком огне выгорают все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор приходится расписывать поверх глазури, восточный же позволяет применять ряд красок для подглазурной росписи.

Европейский полуфарфор каолина не содержит и потому к фарфору подходит только внешним видом, а по составу своему ближе к стеклу. При обжиге он не требует высокой температуры, что позволяет употреблять большее количество красок, которые, сплавляясь с глазурью, придают росписи особую прозрачность и блеск.

Если попытаться классифицировать изделия из обожженной глины в порядке усложнения технологии их изготовления, то получится следующая схема: ручная примитивная лепка и костровой обжиг; гончарные изделия и горновый обжиг; майолика; полуфаянс; фаянс; фарфор. Эти технологии появлялись в разное время и в разных странах, имея в зависимости от этого значительные особенности. Сегодня почти все они существуют в современных вариантах, и в любой, даже самой примитивной технике, используя самую незамысловатую технологию, талантливый керамист может достичь больших успехов. В русский язык давно и прочно вошли термины, обозначающие изделия, сделанные из глины. Так вот, как говорится, разберемся сначала с терминами.

Самое общее понятие, включающее в себя все изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислами и другими неорганическими соединениями, -это керамика. Далее, если соблюдать хронологию в освоении людьми свойств и возможностей глины как материала, идут лепные и гончарные изделия. Я думаю, всем понятно, что гончарные изделия сделаны на гончарном круге, а лепные слеплены руками. Но тем не менее, тут есть один нюанс. Гончарные изделия - это термин, обозначающий изделия, сделанные на гончарном круге без дальнейшего применения глазури. И фаянс, и майолику, и даже фарфор тоже можно делать, используя гончарный круг, но мы при этом не называем их гончарными изделиями. Главным отличительным признаком является то, что фаянс и майолику покрывают глазурью. Причем очень трудно провести грань и определить, на сколько процентов нужно покрыть гончарное изделие глазурью и расписать, чтобы оно превратилось в майолику.

Некоторые современные мастера свою гончарку изнутри покрывают глазурью, отчего она, по их мнению, не превращается в майолику. Название этой керамики происходит от названия острова Майорка, где под влиянием морисков из города Малаги (Испания) в ХIV-ХV веках расцвело производство керамических изделий из естественно окрашенных глин, полностью крытых глухой оловянной глазурью и расписанных. Майоликовое производство распространилось в Северной Италии, получив особое развитие в окрестностях городов Фаэнца и Урбино. Я думаю, вы догадались, что именно название города Фаэнца и дало имя следующей разновидности керамики - фаянсу. Но тут я должен оговориться: до сих пор еще до конца не выяснено, что же появилось раньше - майолика или фаянс - не как названия, а как виды керамики. Ведь до сих пор майолику называют иногда "простым фаянсом", а значит, фаянс - это более общее понятие, включающее в себя и майолику.

Сегодня майоликой называют керамические изделия из естественно окрашенных легкоплавких глин, красный черепок которых покрыт глухой глазурью, с водопоглощением 10-15 процентов. Фаянсом называют керамические, крытые прозрачной глазурью изделия с водопоглощением от 9 до 12 процентов. Цвет фаянса может быть различным: преимущественно светлых тонов до белого. Состав фаянсовых масс можно разделить на три группы: глинистый древний фаянс - из глины и молотого обожженного кремня или кварца; известковый, или мягкий, фаянс (типичный средневековый) - из глины, обожженных кремня или кварца и мергеля или мела; полевошпатовый, или твердый, - из глины, кремня или кварца и полевого шпата, впервые изготовленный в начале XVIII века в Германии.

Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию, где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования. Но в эпоху Средневековья фаянс снова появляется и снова на Востоке. В начале XIII века переправившиеся из Африки арабы после семилетней упорной борьбы завладели Пиренейским полуостровом. И вот вместе с арабами в Испании появляется и фаянсовое производство, которое еще долго останется во власти восточных традиций. В конце концов появляется испано-мавританская керамика - своего рода мост между Востоком и Западом. Затем, из Испании фаянсовое производство проникло в Италию, где оно в середине XVI века в так называемых итальянских майоликах достигло своего расцвета.

В Древней Руси поливная керамика известна с X века. Так, в конце ХIХ столетия в богатых языческих курганах у деревни Гнездово (под Смоленском) были обнаружены обломки двух тарелок и кружки белой глины, покрытые поливой и украшенные разноцветной росписью.
Производство майолики, перешедшее из Италии в другие страны центральной Европы, в дальнейшем развилось в производство фаянса с черепом белого или кремового цвета, крытого прозрачной свинцовой глазурью. Так возникли французские фаянсы, знаменитые голландские делфтские фаянсы, немецкие и английские фаянсы. Развитию фаянсового производства в Европе нередко способствовали даже курьезы. Так в конце XVII - начале XVIII века войны подорвали экономику Франции и, нуждаясь в средствах, Людовик XIV запретил употреблять золотую и серебряную посуду, что привело к бурному развитию производства керамики, и в частности фаянса.

В XVII веке фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка "полу" не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от "настоящих" фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью. Наивысших результатов в использовании прозрачных свинцовых глазурей достигли в Германии семья Гирш-Фогель и во Франции Бернар Палисси.

Так называемый турецкий полуфаянс (XVI-XVII века) относят к группе мягкого фаянса, который изготавливался из смеси красножгущейся глины с мелом. Обычно этот полуфаянс ангобировали или покрывали оловянной глазурью и декорировали густыми пастами с использованием охры (болюса), что придавало поверхности изделия некоторый рельеф.

В Европе производство фаянса своих вершин достигло в Англии в XVII веке, когда английский керамист Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы ("кремовую", "базальтовую", "яшмовую"). Самое замечательное его произведение находится в России. Это столовый сервиз из 952 предметов, сделанный по заказу Екатерины II (в Англии он получил название "русского"). На каждом предмете этого сервиза есть личное клеймо автора - зеленая лягушка.

В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Первый известный нам завод был основан в Москве в 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым. В 1752 году в Петербурге был открыт Казенный фаянсовый завод, а затем и Императорский фаянсовый завод, на котором работал Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. Во второй половине XVIII века массовой становится продукция многочисленных заводов и мастерских подмосковной Гжели. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле - будущий Конаковский (Кузнецовский) завод. А в сентябре 1810 года владельцем этого фаянсового завода становится А.Я. Ауэрбах, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению своего предприятия.

В 1870 году завод Ауэрбаха был продан М.С. Кузнецову - яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма в России. М.С. Кузнецов присоединил это предприятие к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии (основан в 1832 году) и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. Бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии стал одним из предприятий обширной кузнецовской фирмы, в которую входили: керамическое предприятие в селе Буды Харьковской губернии, завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда, завод в городе Славянске Черниговской губернии, завод в деревне Песочная Ярославской губернии, фаянсовая фабрика в селе Песочня Калужской губернии. В 1889 году учреждается "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" с правлением в Москве. В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР в числе других крупных промышленных предприятий Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована. Но только в 30-х годах фабрика налаживает производство и сюда приходят молодые талантливые художники И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная.

Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В "глинистом" фаянсе содержание глины доходило до 85 процентов, температура обжига была 950-960°С, такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10-35 процентов известняка или мела; температура обжига его достигала 1100-1160°С; черепок был пористый (19-22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) - для получения качественного черепка, а вторично - при более низкой температуре (1050-1150°С) - только для оплавления глазури.

В отличие от европейского, непросвечивающего в черепке, фаянса, персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII век), имел хорошо просвечивающий черепок. Персидский фаянс готовился из массы, богатой кварцевой составляющей с небольшой добавкой остекленной после обжига глины. Изделия покрывались тонким слоем белого ангоба и прозрачной щелочной глазурью с люстровым металлическим отблеском или опоковой свинцово-оловянной глазурью. Впервые технология люстрованной керамики описана в трактате XII века Абу-ль-Фазлом Хубайшем Тифлиси. Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016-0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20-40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два - три года.

В конце этой краткой справки о фаянсе я приведу состав фаянсовых масс некоторых заводов. Завод Бармина, Москва, 1876 год: 3 пуда глуховской глины, 1 пуд 20 фунтов английской глины, 6 пудов песка, 6 пудов опоки; Конаковский завод, середина XIX века: глины 29 процентов, каолина 32,5 процента, кварцевых отходов 32,5 процента, боя б процентов, обжиг при 1250-1280°С. Продолжим знакомство с видами керамики. Самым сложным по составу, самым высокотемпературным по обжигу и доставшимся человеку труднее всего материалом является фарфор. Отличительные признаки фарфора - белый цвет, отсутствие пористости, просвечиваемость, прочность, термостойкость и химическая стойкость - определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфор изобретен в Китае в период Хань (206 г. до н. э. - 221 г. н. э.). Различают следующие периоды в китайском фарфоровом производстве, названные по правящим династиям: Тан (618 - 907), Сун (960 - 1279), Мин (1367 - 1643), Канг-Хси (1662-1722), Чьенг-Лунг (1723 - 1795) и новый - с 1795 г. Своего расцвета в развитии формы и декорировки фарфор достиг в период Канг-Хси.

Редко встречаемый благоприятный состав "фарфорового камня" (нан-кан), большие запасы которого находятся вблизи исконного места фарфорового производства (г. Дзиньдэчжень), весьма упрощает составление и приготовление фарфоровой массы при добавлении каолина. В минералогическом отношении нан-кан представляет собой серицитовый песчаник состава: 75,06 процента окиси кремния, 0,05 процента окиси титана, 16,01 процента окиси алюминия, 0,41 процента окиси железа, 0,28 процента окиси кальция, 0,60 процента окиси магния, 1,97 процента окиси натрия, 3,3 процента окиси калия и прочих примесей - 2,2 процента. Масса вылеживалась в закрытом состоянии в земле по 100 лет, что давало возможность получать из непластичного сырья массу с высокими формовочными свойствами, позволявшими изготовлять (уже в периоде Сун) знаменитый "фарфор яичной скорлупы", то есть изделия с очень тонкими стенками. Китайскими керамистами школы профессора Чжоу-Женя установлено, что размол "фарфорового камня" в современной шаровой мельнице не сообщает фарфоровой массе той пластичности и связности, которые достигаются при толчении этого камня в ступах и ее вылеживании, как это делали в старину.

Естественно, что высокая стоимость китайского фарфора, ввозимого в Европу в XV - XVII столетиях (за одну фарфоровую вазу могли отдать целую роту солдат), вызывала попытки подражаний. Таковы мягкий фарфор Медичи, французский фриттованный фарфор с добавкой к стеклу мергелистой глины и мела, реомюров фарфор и др. В 1708 г. мейсенскому алхимику И.Ф. Бетгеру удалось изготовить прототип европейского фарфора из каолина, песка и мела; но уже с 1720 г. мел был заменен полевым шпатом, и был получен настоящий твердый фарфор. Мануфактура была строго засекречена. В XVIII веке получили развитие крупные мануфактуры, а впоследствии заводы в самом Мейсене, прославившемся своим "саксонским" фарфором.

В России состав фарфора был самостоятельно разработан в 1744 г. Д.И. Виноградовым, который наладил фарфоровое производство на Императорском заводе под Петербургом (ныне Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Рецепт фарфора в записи Виноградова таков: "Возьми кварца прокаленного 768 ч., глины подготовленной 384 ч., песчанка, алебастра отсеянного 74 ч.". В этой массе кварц играет роль отощителя, алебастр - роль плавня, глина - роль связующей пластической добавки. Подготовка глины (разновидность гжельской беложгущейся песчанки) состояла в ее отмучивании.

Современные технологи различают две основные разновидности фарфора - твердый (с небольшим количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге при температуре 1380-1460°С, и мягкий (с повышенным количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге и при более низких температурах, но не ниже 1200°С. Первый, утельный, обжиг одинаков - при 900- 1000°С. Известно, что Броньяр (Севрский фарфоровый завод во Франции) опробовал в середине прошлого столетия массы, обжигая их даже при 1500-1550°С, применив в качестве глазури пегматит весьма тонкого помола (пегматит - светлая крупнозернистая магматическая горная порода, по физическим свойствам аналогичная граниту).

Помимо двух основных видов фарфора в настоящее время известно много специальных видов технических фарфоров и фарфороподобных материалов. Например, полуфарфор, или низкотемпературный фарфор "витриес-чайна", или английский костяной фарфор, который начал производить И. Спод (второй) в 1759 год) в районе г. Сток-он-Трент, где в настоящее время сосредоточено большинство английских фарфоровых заводов. Костяной фарфор отличается высокими декоративными качествами, и они зависят от правильного приготовления золы костей крупного рогатого скота, которая входит в состав фарфора. Подготовка костей состоит в обезжиривании, в обработке паром и обжиге.

Подарок, достойный королей. Так в 15-ом веке восприняли фарфор европейцы. На Западе посуда была фаянсовой. По сравнению с восточными творениями она выглядела грубой, толстостенной. Поэтому, императорский фарфор , завезенный из Китая, стал утварью королей и в Европе.

Она приобщилась к искусству спустя 10 столетий, после изобретения материала. – основу фарфора нашли в Поднебесной еще в 5-ом веке. Тогда же научились смешивать глину с кварцевым песком и полевым . Состав, вроде, не изыскан. В чем же его особенности, может, в обработке?

Свойства фарфора

Мастер фарфор должен чувствовать. Подразумевается не только художественное чутье, но и предвидение усадки. При обжиге материал деформируется, уменьшается в размерах. Преобразуется примерно 70% массы. Не спасает даже муллит. Это огнеупорные частицы, служащие каркасом .

Китайский фарфор , как и качественный европейский, не стареет. Предметы, изготовленные века назад, сохраняют все свойства свежих изделий. Это одна из причин дороговизны старинного фарфора. Он антикварен, но ничем не уступает только что сделанному.

Так, пиала 15-го столетия на аукционе Стотбис в Гонконге продана за 36 000 000 долларов. Чаша расписана в зооморфном стиле, изображены петухи и курицы. Вот еще одна причина ценности фарфора . Он разукрашивается исключительно вручную. Каждый предмет неповторим.

Если магазин фарфора посещает знаток, то проверяет изделия на звон. В идеале, он напоминает колокольный. От постукиваний друг о друга или стеклянные палочки посуда и издают чистый, мелодичный звук.

Объединяет фарфоровые образцы и особый блеск. Глазурь составляется из нескольких слоев. Они отличаются по прозрачности. Сложная сема преломления света – секрет внутреннего лучения фарфора.

Посуда и другие предметы из фарфора непроницаемы для воды, устойчивы к действию химически реагентов, в частности, кислот. Еще одно общее качество – жароустойчивость. В остальном, свойства материала зависят от его типа. Чайный фарфор твердый.

Идет не только на производство посуды, но и технических деталей, к примеру, электроизоляторов. Водопоглощение материала не превышает 0,1%. Твердость же изделий достигает 8-ми баллов по . Сравнимо с топазом.

Исходное сырье – каолин и полевой шпат. Глину берут чистую, жирную, пластичную и тугоплавкую. Шпат выбирают с вкраплениями слюды. Такая порода легче плавится. В качестве добавки идет кварцевый песок.

Второй тип фарфора – мягкий. Из него, как правило, изготавливают художественные изделия. Цветы из фарфора или фарфоровые статуэтки содержат много плавней. Это добавки, увеличивающие стекловидную массу, жидкую фазу.

Итог – особая прозрачность материала. Однако, жаропрочность и твердость снижены примерно вдвое. В составе мягкого фарфора можно обнаружить соду, морскую соль, толченый алебастр, гипс, и квасцы. В качестве глазури используют . Твердый же фарфор покрывается тем же составом, что и черепок.

Третий тип материала – придумка уже не китайцев, а англичан. В 18-ом веке создан костяной фарфор . Формально он относится к мягкому, но, по сути, является компромиссом между двумя основными видами. Мастера добиваются прозрачности материала при минимальном снижении его прочности и твердости.

К основе твердого фарфора из каолина и шпата примешивают фосфаты, в частности, костную золу. В 1971-ом году технологию освоили на Ленинградском заводе. Так что, советский фарфор частично именно костяной.

Особняком стоит холодный фарфор . Его изобрели в Аргентине в начале 20-го века. Смесь состоит из крахмала кукурузы, масла, глицерина и клея. Напоминает пластилин, но самопроизвольно затвердевает после окончания лепки.

Во время работы материал податлив, подходит для тонких, филигранных изделий. Мастера холодного фарфора – и взрослые, и дети. Процесс производства и сама смесь безопасны для людей любого возраста. К тому же, в отличие от стандартного фарфора, холодный продается в готовом виде.

Производство фарфора

Сервиз из фарфора начинается с вылеживания минеральной массы. Ее помещают в подвалы с влажность воздуха почти в 100%. Выдержка в среде необходима для равномерного распределения воды в фильтрованных и прессованных лепешках будущего фарфора .

Доставка материала из подвала в цех происходит лишь через 3-4 месяца вылежки. Предстоит вновь перемешать массу, удалить из нее воздух и заново спрессовать. Брикеты готовы к работе. Теперь, очередь художников и моделистов.

Первые рисуют эскизы, учитывая усадку материала. Вторые делают гипсовые макеты. Один изготавливается в масштабе 1 к 1-му, второй – на 15% больше рисунка. Только так удается учесть и воздушную усадку фарфора и ту, что происходит при обжиге.

Если производство серийное, создается еще и пластмассовая форма для отливки. Трудоемкость процесса такая, что финансовые издержки одного изделия с момента отливки макета до продажи готовой продукции составляют примерно 100 евро.

Таковы данные фарфоровых заводов Германии. Речь идет об изделиях простых форм. Издержки на производство сложных фигур больше. Так что, фарфор своими руками – хобби, требующее солидных вложений.

Форма для статуэтки, или посуды, не бывает единой. Макет дробят на части. Для стандартного кофейника, к примеру, подготавливают 11-15 фрагментов. При работе с фарфором их скрепляют шликерной массой.

Ее растушевывают по поверхности тонкими кистями. Стыков не должно быть видно. Не обходится и без финальной штукатурки. Важно не только качество, но и скорость. Заготовка не успевает высохнуть.

Перед тем, как попасть в магазин фарфоровых изделий , продукция обжигается минимум 2 раза. Первая обработка проходит при 980-ти градусах, направлена на удаление остатков воды. Второй обжиг требует примерно 1500 по шкале Цельсия.

Перед финальным запеканием изделия окунают в голубую органическую краску. Она сгорает в печи, но делает заметными мельчайшие дефекты. Если они проявились, товар отбраковывают. Клейма фарфоров ставят лишь на идеальные статуэтки, вазы, тарелки.

Применение фарфора

Купить фарфор можно не только в магазинах посуды и статуэток. Сырье востребовано и в стоматологических кабинетах. Из фарфора делают коронки. За счет полупрозрачности, материала, протезы из него выглядят наиболее естественно.

Фарфор пригождается в производстве элитного , раковин, унитазов. Материал нашел место в микроэлектронике. Ведутся даже разработки брони на основе фарфора.

В классическом исполнении он считается твердым, но хрупким. Однако, современные ученые создали несколько присадок, делающих покрытие стойким к пулям и прочим силовым, ударным воздействиям.

Цена фарфора

Стоимость изделий зависит от их новизны. Старинные предметы, естественно, ценятся дороже. Внешне они могут быть неказисты. Так, ваза корейского производства 18-го века продана на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 1 200 000 долларов. Изделие без росписи, с нарушенной симметрией, имеется пара небольших трещин. Тем не менее, за лот шла ожесточенная борьба.

Среди российских экземпляров особо ценится, к примеру, дулевский фарфор . Завод основан в 1832-ом. Если удастся найти продукцию тех времен, станешь миллионером. Дулевская продукция, кстати, тоже отличается простотой. Белая глазурь оформлена, как правило, лишь . К броской росписи прибегали нечасто.

Средняя цена на советские статуэтки из фарфора – 4-6000 рублей. Это стоимость одной средних размеров и такой же распространенности. За особо редкие образцы приходится отдавать тысячи долларов.

Если же фарфор свежий, цена устанавливается производителем. Однако, стоимость изделий всегда выше, нежели посуды и прочих товаров из стекла, обычной керамики и даже .

Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.
Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.
В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.

Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.

Родиной происхождения фарфора является Китай.
В период правления династии Тан VI-VII веках до нашей эры изготавливалась посуда в основном из нефрита, который считался довольно редким и дорогим камнем, а дешёвая глина и дерево — недолговечными.


Потребовалось несколько десятилетий, пока не была найдена в провинции Цзянси горная порода, образованная из кварца и слюды, получившая название фарфорового камня.
Первые изделия представляли из себя вытянутые кувшины с рельефным декором в голубых и зеленоватых тонах.
В IX веке до нашей эры Китай становится неофициально «фарфоровой столицей».
Начинается массовое производство посуды и экспорт в страны Европы и Восточной Азии.
Секрет производства многие столетия держался в строжайшей тайне, раскрыть которую удалось немецкому химику Бёттгеру.
Благодаря залежам белой глины в окрестностях Саксонии, он изготовил чашу и преподнёс её королю Августу Сильному.
С этого момента зазвучал и «саксонский фарфор». Тайна была раскрыта.

Классификация

Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.
Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.
Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.

Твердый фарфор

Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.
Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.
При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.
Данный вид фарфора имеет несколько назначений:

  • хозяйственный – чайная, столовая и кухонная посуды;
  • художественный – вазы, статуэтки, барельефы, блюда;
  • промышленный – электроизоляционные материалы;
  • химический – лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

Костяной фарфор

Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.
Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.
Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.

Мягкий фарфор

В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.
Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.
Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.
Используется в производстве художественных изделий.
Этот фарфор имеет несколько видов.

Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.

Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.

Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.

Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.

Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.
Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.
Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.
Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.
Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.
Широко используется в лепке скульптурных композиций.

Бисквитный фарфор

Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.

На протяжении не одного столетия посуда и предметы интерьера из фарфора имеют отличительные черты в технике росписи.


Подглазурная – довольно сложная и трудоёмкая в выполнении роспись и дорогостоящая.
Характерна в основном для китайского антикварного фарфора. Рисунок наносится пером или кистью до обжига, поэтому мастеру необходимо точно рассчитать пропорции красителей и красок, для исключения растворения рисунка в глазури. Обязательно добавляют окись алюминия или каолина.
В этой технике также используют пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши.
Надглазурная – самая простая роспись в изделии, делающая его доступным в цене.
Краски должны иметь термическую и химическую устойчивость, так как подвергаются после нанесения на глазурованную поверхность обжигу в муфельной печи.
Данная роспись чаще применяется всего в оформлении сервизов.

Декор


Это могут быть мини-фигуры людей и животных, цветы, завитки, элементы церковной символики и многое другое.
Отдельные элементы, изготавливаются также из фарфора, фиксируют с помощью клеевых составов.
Благодаря таким дополнениям изделия приобретают изысканный вид.
Посуда становится более изящной и хрупкой.

Заключение

Фарфор навсегда останется, связанным с историей, традициями и искусством.
Неслучайно его называют «белым золотом».
Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями.
В наше время существует много заводов по производству фарфора не только в России, но и за рубежом.
Фарфоровые изделия способны создать тепло и уют в каждом доме.

Фарфор относится к очень древним материалам, однако и сегодня является популярным и востребованным во многих отраслях по всему миру.

Что такое фарфор?

Данный материал считают одной из разновидностей керамики. Делают изделия из такого сырья путем высокотемпературной обработки белой глины – каолина, включая в состав дополнительные ингредиенты, такие как, полевой шпат, кварц, пережженную кость. Обжиг массы позволяет наделить готовое изделие водоотталкивающими свойствами, привлекательным цветом – белым либо кремовым. Кроме того, фарфор становится непористым, а материалу для производства посуды и декоративных изделий становится присущ характерный звон.

Каолин – это чистая глина, которая образуется при разрушении полевого шпата. Китайский камень перед обработкой измельчают до порошкообразного состояния, после чего смесь поддается температурной обработке в диапазоне от +1200 до +1500 градусов. В результате обжига китайский камень изменяет свою консистенцию, сплавляется, образуя непористое стекло. Каолин выделяется стойкостью к нагреву, поэтому он сохраняет свою первоначальную форму. Процесс создания фарфора считается завершенным после объединения этих материалов в одну рабочую массу.

Немного истории

Большинство источников указывают на то, что родиной фарфора является Китай. Возникновение этого сырья относят к периоду VI-VIII веку н. э. На протяжении многих лет формула и состав этого материала хранились в секрете, там же зародились интересные техники украшения, в том числе «рисовый фарфор». В Средней Азии изделия из фарфора появились приблизительно в IX веке, спустя 7 веков технология изготовления уникального сырья стала известна японским мастерам, а позднее производство фарфора началось в Европе.

История создания русского фарфора относится к XVIII веку, однако первоначально такой материал был схож с фаянсом по своим техническим характеристикам. Становление производства изделий из фарфора в Царской России имело два направления – в те времена функционировали частные мануфактуры, а также был налажен выпуск изделий из данного сырья под началом царской династии.

Среди самых известных мощностей, которые функционируют до сих пор, стоит выделить Императорский Фарфоровый завод , где изначально изготавливали небольшие предметы, такие как чайные сервизы, табакерки и пуговицы для императрицы. С приходом советской власти частные мануфактуры были национализированы, многие технологии изготовления изделий были утеряны.

В 30-е годы XX века благодаря стараниям мастеров были восстановлены некоторые азы, касающиеся изобретения качественного сырья, также начал совершенствоваться художественный аспект, касающийся росписи фарфоровых изделий.

Что касается европейского направления в истории фарфора, первыми мастерами, пытающимися создать этот материал, были итальянцы. Также в этом деле пытались преуспеть англичане, французы и немцы. Однако добиться такого результата, как у китайцев, им удалось далеко не сразу.

Первые пробы европейского фарфора скорее напоминали стекло. Настоящий прорыв в этом направлении был осуществлен в Германии, где молодым алхимиком Беттгером и физиком Вальтером фон Чирнхаусом были открыты крупные залежи белой глины, которая коренным образом отличалась от остальных ископаемых своей пластичностью.

Цех по производству сырья был открыт в 1710 году, однако изобретен материал был гораздо позднее, после долгих и упорных трудов, которые в будущем увенчались мировым признанием мейсенского фарфора.

Плюсы и минусы

Сегодня из фарфора изготавливают множество изделий, имеющих разное предназначение. В каждом случае состав материала может изменяться, в свете чего на первый план выходят те или иные особенности сырья. В целом следует выделить следующие положительные качества фарфора:

  • сырье является полностью непроницаемым для влаги;
  • материал не имеет пустот в своем составе, что рассматривается как большой плюс в плане гигиеничности изделий из фарфора;
  • посуда из фарфора устойчива к химии, в частности, к кислотам;
  • несмотря на то что изделия из фарфора в большинстве своем тонкие, материал выделяется стойкостью к механическим повреждениям;
  • сувенирная продукция, а также сервизы и другая посуда способны пропускать свет, что придает им особое изящество и воздушность;
  • продукция из высококачественного сырья выделяется своим благородным цветом без серого отлива;
  • поверхность изделий из фарфора будет идеально гладкой;
  • большая часть декоративной продукции может использоваться в быту для приема пищи, что делает ее универсальной.

Не лишен материал и изделия из него некоторых минусов:

  • большая часть фарфоровой продукции требует особого подхода относительно ухода и хранения;
  • как правило, качественные изделия выделяются своей высокой стоимостью;
  • посуда и сувенирная продукция не выдерживают резких скачков температуры.

Виды и их свойства

Сегодня выделяется несколько разновидностей данного сырья, которые отличаются по качественным свойствам, а также технологическим нюансам, касающимся производства.

Твердый

Это вид называют еще натуральным. Современные производители делают его, используя разное количество основных составляющих – каолина и китайского камня. Первый ингредиент играет основную роль в наделении сырья таким показателем, как крепость, но вместе с тем он довольно неустойчив к механическим повреждениям, поэтому легко бьется. Твердая разновидность обычно имеет немалый вес, такой фарфор не будет прозрачным, а его поверхность может содержать микроскопические поры.

Получают материал благодаря высокотемпературному нагреву составляющих, как правило, для получения сырья, масса нагревается в среднем до 1500 градусов, процесс обжига проходит в несколько этапов. Изначально твердый фарфор будет серым или бело-голубым, при последующей обработке оттенок сырья меняется на более благородный. Составляющие твердого фарфора не выделяются высокой себестоимостью.

Как показывает практика, такая разновидность в значительной степени уступает по качеству костяному фарфору, однако продукция из твердого вида будет в разы доступнее по стоимости.

Мягкий

Вторую разновидность именуют наоборот – искусственным фарфором. Обусловлено такое название тем, что мягкий вид был впервые получен в Европе при попытках повторить умения китайских мастеров, которые делали твердый материал. Особенностью технологического процесса изготовления мягкого фарфора является обжиг, но при воздействии на массу не таких критических температур, в свете чего сырье полностью не спекается, а остается пористым. Среди примечательных особенностей стоит выделить более привлекательный цвет материала, который будет ближе к кремовому.

Еще одной разновидностью считается костяной и холодный фарфор . Первый вид, помимо основных компонентов, дополнительно состоит из пережженной костной массы, он прочный, выделяется своей прозрачностью и белизной.

Такой материал также предполагает использование определенной технологии обжига полевошпатной массы с предварительно обработанной костной составляющей, из которой удаляется клеевая составляющая. Именно этот фарфор называется тонким, поскольку изделия из него выделяются тонкостенностью.

Получением холодного фарфора занимались аргентинские мастера, которые в качестве ингредиентов использовали клей, глицерин, масла, а также кукурузный крахмал. Масса схожа по консистенции с пластилином, застывает после окончания механического воздействия. Сырье очень пластично, поэтому используется для изготовления тонких и филигранных изделий. Материал реализуется в готовом виде.

Варианты росписи

Современные производители изделий из фарфора на практике применяют несколько вариантов росписи:

  • надглазурная;
  • подглазурная;
  • внутриглазурная.

Суть надглазурного оформления заключается в нанесении красящих составов на обожженную и покрытую специальной глазурью поверхность предмета. От других красящих составов используемые вещества разнятся присутствием жидкого составляющего, который способен снизить температуру.

Подглазурная роспись делается до нанесения глазурирующего состава. Поскольку в дальнейшем такое изделие будет подвергаться воздействию температур, цветовой ассортимент используемых веществ в данном случае выделяется минимальным ассортиментом. Чаще всего для узоров используют хром или оксид кобальта.

Материал с внутриглазурной росписью поддается температурной обработке, составляющей +1200С-1300 градусов. В ходе такого воздействия нанесенный красящий состав въедается в глазурованный слой, что положительно сказывается на сохранности и яркости красок даже при их последующем контакте с кислыми средами или спиртами.

В данном случае цветовые решения варьируются от приглушенных красок в золотых, розовых или серых тонах до насыщенных цветных орнаментов на изделиях.

Обзор производителей

Сегодня можно выделить основных производителей фарфоровой продукции:

  • «Кузнецовский фарфор» – небольшое предприятие, специализирующееся на изготовлении посуды и сувениров;
  • Центр возрождения традиционных ремесел «Скудельник» – компания, занимающаяся изготовлением сувениров, художественного фарфора, а также строительной и архитектурной продукции из керамики;
  • Гжельский фарфоровый завод – крупное предприятие, которое занимается выпуском и реализацией продукции с ручной росписью;
  • ПК «Дулевский фарфор» – изготовитель продукции для декора помещений, а также продукции народных художественных промыслов;
  • Sagradelos – испанская фабрика по производству изделий из керамики;
  • Pickman – европейский производитель фарфоровой посуды;
  • английские торговые марки Royal Doulton и Wedgwood.

Как отличить от подделки?

Чтобы не ошибиться с выбором изделий из фарфора, стоит придерживаться следующих правил.

  • Качественная керамика должна быть тонкой, но прочной. От того, насколько сырье будет тонким, зависит его стоимость. Поэтому в цене изделия, сквозь которые можно увидеть, как просвечиваются руки. Это касается посуды, а также декоративных изделий.
  • Помимо того, что настоящий фарфор будет прозрачным, он также должен «звучать» определенным образом. Обычно изделия на предмет фальсификации проверяют при помощи деревянной палочки. Звук при ее соприкосновении с фарфором должен быть звонким и мелодичным, глухой же укажет на то, что проверяемая продукция является подделкой.
  • Важно также обратить внимание на то, какой цвет будет у материала. В идеале продукция из качественного сырья будет белой или цвета слоновой кости, серый цвет должен насторожить покупателя.
  • Стоит обратить внимание, как сделано изделие. Качественная продукция везде окажется безупречно гладкой, вмятины и бугорки укажут на плохое качество предложенной продукции.
  • Отдельного внимания заслуживает рисунок. Даже ручная роспись должна быть однородной и аккуратной, однако допускается, если на поверхности просматриваются мазки от кисточки.
  • Также стоит обратить внимание на маркировку изделий и клейма. Обычно их производитель наносит на обратную сторону изделия. Отдавать предпочтение стоит известным торговым маркам.

Особенности применения

Назначением материала является не только производство посуды и изделий для декора помещений. Фарфор используется для производства технических деталей, поскольку обладает низким показателем водопоглощения и твердостью. Это касается твердой разновидности сырья. Мягкий фарфор по большей части применим для производства художественных изделий, посуды и т. д. Также сырье востребовано в стоматологических кабинетах, в частности, для производства зубных коронок.

Фарфор выступает материалом для выпуска умывальников, унитазов и раковин, сырье востребовано в микроэлектронике, кроме того, на основе фарфора производят некоторые варианты брони.

Из чего сделан фарфор

Керамика

Настоящая керамика - темный, непрозрачный, остеклованный продукт и, если его разбить, всегда цветной, иногда коричневый и часто светло-серый.

Керамика свободно сочеталась с местным месторождением глины. Глина сама по себе обеспечивает переход порошка флюса в состояние остеклинения при температуре между 1100-1300’C.

В основном, настоящая керамика имеет нестандартные составляющие, но состоит в основном из натуральной глины. Обычно, добавления других компонентов не включены.

Керамика может производиться из очищенной глины, которая обычно придает темно-желтый цвет керамике, флюс затем добавляет остекленность продукту при требуемой температуре.

Посуда для запекания

Это условие свободно относится к изделиям, включая посуду для сервировки стола и кухонную посуду, которая может использоваться в печи и затем ставиться прямо на стол. Оба, глина и различные остекленные основы, иногда используются в этом направлении. В идеале, посуда для запекания должна быть сделана из остекленной основы, которая имеет низкую температурную расширения. Тем не менее, иногда, производится дешевая, низкого качества, не требующая сложного технологического процесса кухонная посуда из глины. Даже с посудой для запекания/ кухонной посудой нужно позаботиться и о самой посуде и об избежании неровного запекания, которое может быть причиной давления внутри предмета и увеличивает возможность термического шока.

Самые основные материалы, используемые для производства керамических изделий:

Глина может быть кремового или белого цвета, таким образом, кремовый оттенок содержит больший процент клубковой глины, белый оттенок содержит больший процент белой глины. Тип глиняной основы становится пористым при обжиге. Абсорбирует около 6-8% воды и становиться легче по весу.

Преимущество глины - в возможности неглазурованного обжига по меньшей мере 12-ти предметов за один раз. При глазурованном обжиге булавочные рычаги должны использовать отдельно на посуду; это причина создания стандарта марки 3-х булавок. Это также дает возможность захватить наибольшую поверхность при обжиге; основное отличие между глиной и другими основами в том, что фабрика может производить большие объемы пядями, делая продукцию очень привлекательной по цене для производства. Гляняная основа в основном не рекомендуется для использования в ресторанах и отелях, так как она портиться и у нее низкая защита от ударов по сравнению с другими основами.

Остеклованная глина

Эта характеристика относиться к основам, которые имеют абсорбацию воды менее чем 0,5%. Когда такая основа обжигается, это увеличивает прочность и уменьшает вероятность сколов, увеличивая срок использования посуды. Потому что, низкое термическое расширение будет придавать лучшие термические возможности.Эту продукцию можно рекоммендовать для использования в ресторанах и отелях, а так же для запикания.

Фарфор

Фарфор - белый, полупрозрачный остекленный продукт. Это, по существу, остеклененная глина, которая сочетается с белой обоженной глиной, что позволяет развивать белую полупрозрачную основу.

Не такой как большинство фарфоров, он обжигается при условиях окисления, основа становится остекленной при первом обжиге и глазурь применяется и доводится до полной готовности отдельно при последующем обжиге глазури.

Используя производственный метод, на фарфор часто наносится глазировка высокого качества, позволяющая наносить декор под глазурь.

Костяной фарфор

Костяной фарфор имеет основу черезвычайно белую, остеклененную и полупрозрачную. Марки изогнутой булавки не возможны на этой основе, и поэтому, каждый предмет должен устанавливаться на индивидуальные механизмы для установок и каждый предмет ставится на ножку. Как результат этого, нужно больше места в печи для обжига. К этому добавляется стоимость материала и костяной фарфор становиться одним из самых дорогих основ.

Фарфор

Слово фарфор используется, как термин, включающий в себя всю керамическую посуду, которая белая и полупрозрачная. Костяной фарфор может, например, быть включен в эту классификацию, хотя это, конечно, не фарфор.

Фарфор белое, полупрозрачное остеклененное изделие, которое обычно обжигается при пониженной температуре, как результат этого - сине-серый оттенок фарфора.

Фарафор может быть глазурованным и неглазурованным; неглазурованный фарфор можно использовать для производства фигурок. Процесс производства для глазурованного фарфора позволяет нанести декор в обжиг или в глазурь.

Твердая фарфоровая масса, самая типичная для фарфоровой посуды, первый обжиг она проходит при температуре 900-1000’С, придавая достаточную прочность основе, затем глазурь наносится на основу и обжигается при температуре от 1400’С до требуемой.

В состав мягкой фарфоровой массы входит больше флюса и меньше глины, это позволяет проводить обжиг глазури и основы вместе при более низких температурах 1250-1300’С.