Инструменты и материалы для вышивки. Инструменты и приспособления для вышивки гладью

Вышивка крестиком давно стала одним из самых популярных женских хобби. При этом многие хэндмейдеры считают, что такая вышивка - не самое креативное занятие. Схема есть, технология проста и понятна, результат заранее известен. К тому же наборов для вышивки крестиком тысячи, и там уже и канву с нитками нарезали, и иголочку вложили. Но любая вышивальщица скажет вам, что креатив - это КАК, а не ЧТО. Вышивка крестом - это одновременно и квест, и паззл. Откуда начать, куда и каким путем идти, сколькими цветами одновременно работать, озаботиться ли идеальной изнанкой? А с паззлами вышивку роднит то особое удовольствие, когда рисунок начинает проявляться из ниоткуда; недаром многие вышивальщицы фотографируют стадии вышивки. Готовая работа вполне может оказаться им не особенно интересна: я, например, похваставшись результатом онлайн и оффлайн, сворачиваю вышитую картину в рулончик или складываю в папку и забываю о ней.

Рано или поздно работать с готовыми наборами становится уже не так занимательно, как раньше. Многочисленные схемы для вышивки в Интернете, тематические журналы по вышиванию крестиком, подсмотренные у друзей дизайны... И вот тут-то мы сталкиваемся с необходимостью самостоятельно выбирать все то, что в наборе получали «на блюдечке». От выбора голова идет кругом, и хочется найти какую-то точку опоры. Попробуем разобраться, что к чему (и как не потратить весь семейный бюджет).

Вот магазин «Всё для рукоделия». Всё?! Лично у меня уже давно подобраны нитки под большую работу, но они лежат без толку - потому что, как выяснилось, понятие «ВСЁ» не включает в себя нужный оттенок и каунт голубой канвы. К тому же в «магазинах шаговой доступности» (и, чего греха таить, в некоторых сетевых магазинах для творчества) продавцы фактически не в теме, а ассортимент - никакой. Помнится, в свое время, когда в России открылись фирменные магазины Burda, в них стояли огромные очереди. Там не было мулине DMC, но зато были отлично подготовленные продавцы, которые могли вытащить откуда-то из-под прилавка маленькую книжечку и потратить полчаса на то, чтобы помочь перевести нумерацию цветов из одной системы в другую. Сейчас я почти не знаю таких мест! В ответ на молитвы и проклятия вышивальщиц, схемы стали печататься сразу с несколькими цветовыми системами.

Открою вам страшный секрет - в краткосрочной перспективе купить набор дешевле. Например, для работы средней сложности примерно 20×30 см скорее всего понадобится около 30 цветов (если брать привычное DMC, моточек обойдется примерно в 45-50 рублей). Умножаем на 30 и получаем полторы тысячи (только за нитки!) Да, вы можете сказать, что нитки у вас все равно останутся - но если вышивание не входит в число ваших ежедневных занятий, еще неизвестно, когда эти цвета вам снова пригодятся. Дальше, канва. На работу такого размера у вас уйдет канва от 70-100 до 300-400 рублей.

Отсюда, наш первый совет. Подумайте, насколько вы зависите от крестиков и стоит ли начинать путь длиною в жизнь. Все мои знакомые собирают коллекции схем, вожделенную полную карту цветов и накапливают кусочки канвы всевозможных фактур и оттенков.

Нитки

Вышивальщицы вышивают мулине. Мулине - это такая нить из хлопка, чаще египетского, которая, в свою очередь, разделяется на 6 тоненьких ниточек. Обычно мулине продаются в мотках по 8 или 10 метров, и на каждом мотке написан номер, обозначающий оттенок в карте цветов конкретного производителя. Большинство журнальных схем снабжены расшифровкой в нескольких системах, и в России это обычно DMC, Anchor, Madeira и Gamma. По опыту скажу, что покупать нитки на одну работу от разных производителей - идея не лучшая: как и иностранные языки, цветовые системы не переводятся друг в друга «дословно».

Отсюда наш второй совет. Выбирайте систему как спутника жизни - она с вами надолго.


Пример цветовой карты ниток Anchor

Идеальное мулине не красится, не имеет фабричного брака в виде утолщений или узелков, не мохрится во время работы, не скручивается в жгут через каждую пару стежков, стоит недорого, есть во всех магазинах и имеет 500-600 оттенков. Скажу сразу: такого не бывает!

Ближе всего к идеалу - нитки DMC (их основной недостаток - высокая цена). Это старейший производитель мулине в мире: фирма была основана аж в 1746 году, а мулине начали делать в 19 веке. Сейчас все производится в Китае, но «made in China» на качестве не сказывается. Мулине DMC - это роскошная карта порядка 600 цветов основной гаммы плюс затейливые дополнения в виде флюоресцентных, меланжевых, металлизированных и «винтажных» (цвета а-ля натюрель) ниток. DMC можно относительно легко найти в большинстве рукодельных магазинов, кроме самых маленьких и бюджетных. Развита торговля через Интернет, где некоторые поставщики продают мулине DMC почти что по оптовой цене.

Нюансы: мулине DMC гладкое, шелковистое, не склонное к скручиванию, хорошей плотной прокраски. Оттенки одного и того же номера минимально различаются в разных партиях. При работе тонкими иглами на каунте 16-18 перетирание нитей происходит достаточно быстро. Важно: не теряем бумажечки с номерами - восстановить номер мотка по оттенку крайне тяжело.

Фирма дает почти вековую гарантию на отсутствие выцветания. Не знаю, так ли это на самом деле - я еще столько не прожила.

Anchor - ближайший аналог DMC на нашем рынке. Его добыть гораздо труднее, но он часто включен в английские наборы. Могу сказать, что сами оттенки Anchor мне зачастую нравятся даже больше, чем DMC, потому что цвета очень чистые, сочные и при этом довольно «сложные» - особенно хорошо смотрятся с ними винтажные схемы. Как и DMC, Anchor недешев. В целом же плюсы и минусы этих брендов между собой схожи.

Madeira - исторически первые нитки, которые вышли на российский рынок, и Burda торговала именно ими. Сейчас их может быть несколько сложнее найти, чем DMC, но если поблизости есть фирменный магазин «Золотого Руна», Мадейра там будет. Большинство наборов «Золотого Руна» также комплектуются этим мулине. У Мадейры нестандартная упаковка спиралью в плоском пакетике, по 10 метров, так что ее больше, чем DMC и Anchor - у тех по 8 метров.

Нюансы : Мадейра кажется более матовой (и мутноватой) и - по субъективному ощущению - толще и жестче, чем Anchor и DMC. Лично у меня Madeira в процессе вышивки быстро разлохмачивается и даже рвется (может быть, потому, что я очень быстро вышиваю). При всем вышеперечисленном, Madeira - вовсе не бюджетное мулине.

Лично я - вышивальный сноб. Если уж и тратить месяцы жизни на серьезный проект, я не хочу сначала долго мучиться с путающимися нитками или несовпадающими оттенками, а потом грустить над выгоревшей или вылинявшей картиной. Поэтому бюджетные виды мулине я опишу скорее для справки. Мне почти не случалось работать с мулине Гамма, но большинство моих знакомых утверждает, что из дешевых ниток это самые лучшие. Для их изготовления сейчас тоже используется египетский хлопок, у них достаточно большая карта цветов, и она более или менее подогнана под стандартные европейские карты. Учитывая, что мулине Гамма стоит в два раза дешевле DMC, это отличный вариант.

Гамма быстро обогнала по популярности мулине «Киров», одним из серьезнейших недостатков которого является ограниченная цветовая гамма. Из «новых» лидеров бюджетного сегмента отметим китайское мулине Bestex, старательно мимикрирующее под DMC (но у меня нет желания проверять, что будет с вышитой работой через пару лет).

За последнюю четверть века на российском рынке появлялись и ичезали (и могут вам попасться) нитки мулине таких брендов, как Mayflower, Presencia, Ariadna, Rosace, Sullivan и др. Может, они и не хуже лидеров рынка, но если серьезно заниматься вышивкой, я не вижу большого смысла покупать их. Полную карту вы все равно не соберете, найти их в продаже трудно, и большинство создателей схем и программ не берут их в расчет.

Совет номер три . Безымянные китайские производители (без маркировок, дешевые) нас вообще интересовать не должны. Брать такое мулине для вышивки - это сэкономить рубль и потерять сто.

Совет номер четыре : выбор бренда мулине всегда связан с назначением конкретной работы. Если Вы вышиваете картину под стекло или открытку, можно спокойно сэкономить, купив Гамму, Киров или Bestex. Если же это нечто более функциональное (подушка, полотенце, скатерть, декор одежды...), я советую ставить на более дорогие бренды - они лучше выдерживают нагрузки и периодические стирки.

Совет пятый. Решили экспериментировать - отшейте пробник и постирайте его. На пробники лучше брать синий, черный, красный, зеленый цвета (самые насыщенные и нестойкие). Возможно, стойкость красителя - вообще самый главный показатель качества ниток, потому что волокно сейчас почти у всех одинаковое.

Букв много, но на практике все не так страшно. Как только Вы сделали выбор в пользу какого-то бренда, выписали номера и закупили нитки - полдела сделано. Теперь вопрос: на чем вышивать? О тканях для счетной вышивки - вторая часть нашего обзора.

Искусство вышивки крестом появилось еще при первобытном строе, с тех пор прошло немало времени. Инструменты для вышивки претерпели огромные изменения, от каменной иглы до современной металлической иглы.

В средние века очень было модно заниматься вышиванием. Умение вышивать было обязательным требованием для образованной девушки. Именно тогда у каждой вышивальщицы появились свои именные наборы инструментов для вышивания. Они были изящны и красивы.

Иглы для вышивания.

Для вышивки крестом чаще всего используются иглы с затупленным кончиком и большим ушком. Толщина игл зависит от плотности ткани, по которой вышивают. Например, для вышивки по канве Aida-14 используют иглы номер 22-24, для Aida-16 иглы номер 24-26, для канвы Aida-18 иглы номер 26.


Чем больше номер иглы, тем меньше ее толщина. Для вышивки по льну или хлопку используют иглы с острым кончиком.
Пяльцы для вышивания.

Пяльцы незаменимая вещь для любой вышивальщицы. Если вы хотите получить ровную и красивую вышивку вам не обойтись без них. Пяльцы используют для натяжения ткани. Натягивая ткань надо избегать морщинок и деформации ткани.
Различают несколько видов пялец:

1. Деревянные – сделанные полностью из дерева, с металлическим винтом. Состоят из двух деталей: Внешней и внутренней;

2. Пластиковые – по строению схожи с деревянными, только сделаны из пластика. Винт так же пластиковый.

3. Круглые – представляют собой два обруча разных диаметров. На нижний обруч накладывается канва и придавливается сверху вторым, и затягиваются винтом.

4. Квадратные – прямоугольная рамка, состоящая из двух планок, между которыми натягивается ткань.

5. Станки для вышивания – это деревянная прямоугольная или круглая рамка, расположенная на подставке или ножках.

Нитки для вышивания.

Для вышивания используют хлопчатобумажные, шелковые или шерстяные нити. Обычно они состоят из шести сложений и легко разделяются. В последнее время появились и металлические нити разных цветов. Нити различных производителей имеют разную цветовую гамму и качество материалов.

Ткани для вышивания.

Специальная ткань для вышивания, называется канва. Канва представляет собой ткань из поочередного пересечения нитей, которое образует ячейки.

Существует несколько видов канвы: простая одинарная канва, двойная, ковёрная, крупноклеточная канва, и пластиковая. Плотность канвы обозначается цифрами, например АИДА 14 имеет плотность 5,5 клеточек на сантиметр. Чем больше номер канвы, тем больше ее плотность.

Иногда для вышивки крестом используют ткань с четным пересечением нити, например классическое льняное или хлопчатобумажное полотно. Для вышивания рисунка на одежде можно использовать и продергиваемую канву. Ее особенность в том, что после окончания работы ее легко можно удалить, путем продергивания.

Еще одним видом канвы, является канва с рисунком. На канву типографским способом наноситься рисунок. Неудобство такой канвы в том, что рисунок зачастую не совпадает с клеточками и не смывается при стирке.

Лупы и лупы с подсветкой.

Для людей со слабым зрением удобно использовать лупу для увеличения отдельного участка работы. Лупы бывают настольные, которые крепятся к столу, станку или пяльцам специальной прищепкой. Также есть лупы и на веревочке, которые вешаются на шею. Их неудобство в том, что когда вы дышите, лупа то поднимается, то опускается. В большинство луп встроены лампочки, что помогает лучше осветить нужный участок работы.

Ножницы для вышивания.

Ножницы для вышивания должны быть острыми. Существуют специальные ножницы: с кривыми кончиками или можно использовать небольшие плоские в виде зажима. Они позволяют обрезать нить как можно ближе к ткани, и тем самым избегать ненужных торчащих кончиков.

Маркеры.

Для переноса рисунка или разлиновки канвы удобно пользоваться специальными смывающимися маркерами. Маркеры бывают разных цветов. Так же бывают маркеры в виде карандашей или фломастеров. К выбору данного инструмента, необходимо подходить как можно аккуратнее. Дело в том, что дешевые маркеры могут не смыться и даже покрасить всю вашу работу.

Органайзер для хранения ниток.

Нитки удобно хранить в различных органайзерах. Органайзер – это коробка или ящик, в котором хранятся нитки, рассортированные по номерам и цветам. Для хранения нитки наматывают на картонную или пластиковую основу и сверху надписывают фирму и номер нити. Так же в органайзерах можно хранить и палитры, используемые при вышивании. Палитра – это цветовой набор нитей с условными обозначениями, необходимый при вышивании того или иного узора.

Не лишне будет при вышивании воспользоваться сантиметром, для измерения необходимой канвы.

Руки вышивальщицы надежно защитит наперсток. При вышивании острой иглой, часто ранятся пальцы об острый кончик иглы, что бы избежать этого используйте наперстки.

Здравствуйте, уважаемые рукодельницы!!!





Этим мастер-классом мы начинаем серию публикаций поэтапного обучения вышивки гладью. Мы надеемся, что Вам понравится простота наших мастер-классов. Выполняя наши рекомендации, Вы увидите, насколько просто вышивать гладью.

Итак, приступим к вышивке!

Что нам для этого понадобится:

1.Иглы.

Основные характеристики игл, подходящих для вышивки гладью:

а) длина иглы должна быть не более 2,5 см,

Б) игла должна быть острая,

В) толщина иголки зависит от плотности ткани. Чем более плотная ткань,тем тоньше игла. Толщина иглы, которой пользуются китайские мастерицы сопоставима с толщиной бисерной иглы.


Стоимость бисерных игл - 50 руб. за упаковку.

2.Пяльца, рамы.

а) пяльца мы используем только при выполнении упражнений и небольших работ. Размер пялец должен соответствовать размеру рисунка или чуть больше, но ни в коем случае не меньше! Важно, чтобы во время вышивки всегда оставалось одинаковое натяжение ткани по всей площади рисунка, а пяльцы приходится постоянно подтягивать и переставлять на нужный нам фрагмент вышивки, что категорически запрещается в глади.

б) пяльцы-рамка Q-Snap. Состоит из четырех полых пластиковых трубок, соединительных уголков и клипов, с помощью которых крепится основа для вышивки. Использовать можно при тех же условиях, что и круглые пяльца: если картина полностью входит в формат пялец-рамки. При переходе на другой участок вышивки, закрепляя клипсу на вышитом участке, клипсы могут порвать нить (мулине).

в) трубчатая рамка с клипсами. Удобна в применении, но обязательно должна соответствовать размеру вышиваемой картины.

г) гобеленовые рамы. Самый оптимальный вариант для вышивки больших картин.

д) гобеленовые рамы с пластиковыми клипсами.

е) китайская рама. Используется китайскими мастерицами, при работе с вышивкой.

Для начала обучения мы приобретаем средние пяльца диаметром 30 см, примерная стоимость деревянных пялец - 250 руб., пластиковые пяльца стоят примерно 150 руб.

3. Основа (ткань).

У нас в России в свободной продаже есть наиболее подходящая под вышивку гладью ткань - бязь. Вышивать можно в принципе на всем, чем угодно, но по основным характеристикам, бязь наиболее оптимальна в вышивке (она почти не растягивается вдоль поперечной нити (утОк)). Лучше всего использовать бязь отбеленную (ГОСТ - плотность 142).

Вот эта работа выполнена на бязи:

Бязь отбеленная стоит примерно 90-70 руб.за погонный метр (1м x 1,5м).

4. Нити (мулине).

а) мулине (шерсть) - мулине шерсть используется для несложных работ, где не требуется особо четкой прорисовки деталей и ровной шелковистой поверхности.

б) мулине (хлопок) - самый оптимальный вариант для обучения и выполнения работ с высокой сложностью прорисовки деталей.

в) льняное мулине.

г) мулине (шелк) - наиболее экзотичное и труднодоступное, как в покупке так и в освоении.

д) металлик - мулине с добавлением металлизированной нити. В этой группе представлены нити с различными эффектами: драгоценного камня, драгоценного металла, античные, перламутровые. Такими нитями можно украсить любую вышивку, особенно широко применяются при вышивании икон.

е) меланж - это когда в одном мотке ниток мулине цвет плавно перетекает из одного оттенка в другой (например, от бледно-розового до тёмно-розового). Эти виды ниток прекрасно подходят для вышивки художественной гладью.


ж) светящееся мулине - очень интересное мулине для создания светящегося и мерцающего эффекта.

з) флюоресцентное мулине - мулине с потрясающим эффектом свечения в темноте.

Сегодня я не буду томить вас загадочными фотографиями создания шедевров высокой моды, надеюсь, вы уже посмотрели детально летнюю коллекцию Chanel и вдохновились на подвиги, так что предлагаю от созерцания перейти к делу и разобраться с чего же все-таки начинается вышивка люневильским крючком. А именно какие материалы и инструменты должны быть в нашем арсенале, чтобы сделать первый шаг в этот увлекательный мир.

- Пяльца.

Их существует великое множество и для каждого отдельного фрагмента можно использовать пяльца разной формы и диаметра. Думаю, у некоторых еще со школьных лет остались чудесные маленькие круглые пяльца. Такие тоже подойдут для небольших работ. Лично я пользуюсь разборными пяльцами прямоугольной формы, они состоят из четырех частей, соединяя которые между собой, можно добиться необходимой формы и натяжения ткани. Хорошее и равномерное натяжение ткани снижает риск того, что крючок зацепится за нее и, как следствие, ее порвет. А это, как вы понимаете, сразу два шага назад)

- Ткань.

Впоследствии, воплощая свои самые смелые fashion-мечты, можно использовать и шелк, и темные материалы, и даже бархат, но для начала пусть это будет прозрачная шелковая органза. Она должна быть прочной и желательно полупрозрачной, вышивать ведь придется с изнаночной стороны)
- Лента.

Если используются большие пяльца, где необходимо растянуть материал для большей площади работы, для натяжения материала основы на сами пяльца используют ленту. Она должна быть мягкой, достаточно плотной, чтобы выдержать такое натяжение в течение долгого времени, ведь ткань будет в натянутом состоянии до тех пор, пока вы не закончите работу. Лента, в свою очередь, крепится к материалу основы с помощью булавок.

- Крючок.

Люневильсий крючок (crocket de Luneville) обязательно французский. Просто примите это за правило. И его цена колеблется около 50 евро. Он состоит из трех частей: ручки, иглы и винта, который как держит иглу в колбе, так и показывает направление прорези на игле. В эту прорезь входит нить, чтобы затем стать петлей в цепочке тамбурного шва. Иглы имеют разный размер и меняются в зависимости от толщины и плотности ткани, вида работ, которые вы выполняете и нитей, которыми вы работаете.


- Декоративные элементы.

Вся эта техника с прорисовыванием узора, подготовкой заранее декорированной ткани к раскрою, не имеет, конечно же, смысла, без тех материалов, которые в последствии и служат украшением изделия. Пайетки, бисер, камни и стразы, в их выборе можно утонуть и забыть зачем ты, собственно говоря, пришел в магазин. Здесь выбор зависит от результата, к которому вы стремитесь. Но, думаю, не стоит повторять, что эти материалы должны быть качественными. Бисер лучше использовать чешский, а пайетки французские. Тут вообще, если не хотите промахнуться, лучше использоваться все французское) Если из купленного вами пакетика бисера в 4 из 10 бисеринок не пролезает ушко бисерной иглы, - вам нужен другой бисер, или есть риск вместо творческой медитации получить нервный срыв)


- Нити.

Толщина, как и состав, будут зависеть от работы, которая будет выполняться с использованием этих нитей. Они могут быть как и шелковые, так и 100% polyester, так и полностью хлопковые, но эти используются преимущественно для нашивания декора с помощью иглы. При работе крючком правил немного: нить должна быть очень прочной и хорошо завязываться в узелки. И почти при любой вышивке, кроме, пожалуй, темной, хорошо использовать цвет близкий к цвету ivory, он почти невидим глазу и почти всегда к месту. Можно использовать немецкие Mettler Seralene №120 или Gutermann №100, обе 100% polyester.


- Ножницы.

Конечно, они должны быть удобными, небольшими и желательно с заостренным кончиком, но без фанатизма, чтобы снизить риск случайных повреждений, как материала, так и вышивальшицы) Я использую в меру острые, небольшие, удобные и красивые. И да, конечно же французские!)

А в следующей статье мы рассмотрим основы вышивки люневильским крючком и ее отличия от других техник.

Каждая женщина, собирающаяся заниматься вышиванием, должна иметь необходимые для этой цели инструменты: органайзер, пяльцы, проколку, ножницы, иглы, наперсток, сантиметр или линейку.

Органайзер

Прежде всего, надо обзавестись органайзером для хранения рукоделия. Следует помнить, что вышивка будет иметь хороший вид лишь в том случае, если с ней обращаются аккуратно в процессе самой работы.

Для хранения рукоделия могут использоваться самые разнообразные органайзеры: в виде столиков, мешочки, корзинки и т. д.

Здесь мы дадим описание одного из органайзеров, который легко сделать самим из ситца, сурового полотна или другой имеющейся под рукой материи. Для него необходим лоскут в 80 см при ширине ткани 90 см.

Отрежьте от этого лоскута два куска по 30 см, сложите их вместе и сшейте с трех сторон. Выверните полученный мешок на другую сторону, слегка подогните края четвертой стороны вовнутрь и подшейте их. затем ткань с этой же стороны подогните на 25 см и зашейте с двух сторон так, чтобы получился большой карман. На подвернутую сторону пришейте карман, скроенный из остальных 20 сантиметров, а на остальную часть материи различные по величине карманчики. Подшейте свободные края карманов и органайзер готов. Если органайзер сшит из гладкокрашенной ткани, его можно вышить.

Инструменты для вышивания и саму вышивку распределите по карманам следующим образом: в большой карман положите пяльцы с работой, во внешний нитки, а в маленькие карманчики все остальные вещи, необходимые при вышивании.

Органайзер можно сшить больших или меньших размеров, в зависимости от желания.

На фото показан тестильный органайзер, чшитый в виде папки, со всеми инструментами.

Пяльцы

Большинство вышивок делают в пяльцах, которые облегчают работу и улучшают ее качество. Круглые пяльцы представляют собой два деревянных обруча, входящих один в другой. Хорошо, если обручи изготовлены из липового дерева, отличающегося мягкостью, легкостью и прочностью.

Величина пяльцев может быть различной. Обычно внутренний круг имеет диаметр 25 см. Однако, есть большие пяльцы с диаметром внутреннего круга в 30 см и маленькие в 8-12 см, которые используются при вышивке мелких предметов, например, платочков и т. д.

Пяльцы известны с древнейших времен. Некогда поэты, воспевая женщину, воспевали и ее пяльцы. Обыкновенно женщина вышивала за рукодельным столом, к которому пяльцы прикреплялись с помощью специального приспособления; благодаря этому и левая рука оказывалась свободной.

Некоторые опытные вышивальщицы работают и без пяльцев, но для начинающих этот инструмент необходим; держа материал в натянутом состоянии, он помогает получению правильного изображения.

Прежде чем запялить ткань, внутренний круг пяльцев следует плотно обернуть марлей во избежание последующего перемещения колец.

Пяльцы для ручной вышивки делаются шире пяльцев для вышивки машинной. Высота обручей достигает 2 см.

При работе с пяльцами их держат в левой руке, причем большой палец находится сверху; а остальные внизу.

Для вышивания крупных вещей, как, например, гобеленов, занавесей, покрывал и скатертей, некоторые употребляют прямоугольные пяльцы, представляющие собой две поперечные планки и две продольные линейки со сквозными отверстиями, в которые вставляются круглые палочки, позволяющие регулировать величину рамки. Такие пяльцы необходимы в основном при вышивке гобеленов, ажурной вышивке и шитье по бархату.

Прямоугольные пяльцы имеют то удобство, что они достаточно велики, и на рамку может быть натянуто сразу все изделие, в то время как в круглые пяльцы поочередно запяливаются части рисунка, отчего гобелен, бархат или ажурная вышивка могут пострадать.

Проколка

Проколка представляет собой хорошо отполированное шило из кости, дерева или металла. Ее кончик должен быть достаточно острым и иметь конусообразную форму, достигая в самой широкой части диаметра 1/2 см. Ближе к основанию проколка может быть круглой или плоской.

Проколкой пользуются для проделки дырочек в сквозной вышивке, причем, когда нужно получить маленькую дырочку, проколку втыкают в материю слегка, а когда большую - глубоко. Отверстия, диаметр которых превышает 1/2 см, прорезают с помощью острых ножниц крест-накрест.

Ножницы

Качество вышивки во многом зависит от ножниц, которые мы употребляем при работе. Они должны быть стальными, без зазубрин, с очень острыми концами. Хорошо иметь две пары ножниц одни с прямыми, а другие со слегка загнутыми лезвиями.

При вышивании ножницы служат не только для обрезания ниток, но и для оформления некоторых элементов, особенно в вышивке прорезной и ажурной гладью. Если мы не располагаем хорошими острыми ножницами, нам не удастся, например, ровно вырезать ни листок в английской вышивке, ни аккуратно удалить ткань при вышивке ришелье. Все это говорит о том, что мы не имеем основания умалять значение ни одного из инструментов, нужных при вышивании.

Иглы

Вышивальщица пользуется хорошо отполированными стальными иглами. Игла должна быть подобрана с учетом ткани, на которой вышивают, и ниток. Вышивая на тонких материях шелке, батисте, тонком льняном полотне, употребляют маленькую, тонкую, очень острую иглу. На более плотных тканях также вышивают маленькой иглой, но с большим ушком. Для вышивки по канве и прореженной ткани типа канвы, на которую изображение наносится обычно толстыми нитками, берем маленькую тонкую иглу с большим ушком и слегка притупленным кончиком.

Следует выбирать иглу тоньше рабочей нитки, чтобы нитка могла заполнить проколотое отверстие. Игольное ушко должно иметь округлые, а не острые стенки, которые режут нитку во время работы.

Сантиметр

Наряду с другими инструментами в каждом органайзере должен быть сантиметр. Он нужен уже при переводе рисунка для размеривания ткани, правильного расположения узора и т. д. При вышивке мережек сантиметр главный инструмент вышивальщицы. С его помощью не только уточняется место мережки, но и определяется ее ширина и т. д.

Сантиметр должен быть матерчатым, с хорошо оформленными концами, взятыми в металлическую рамочку.

Если у нас нет сантиметра, при выполнении более мелких работ можно пользоваться также линейкой. Однако, для крупных работ необходим сантиметр.

Маркеры

Маркеры, используемые для вышивания, бывают разных видов:

  • водорастворимые - в основном применяются в счетной вышивке для разметки канвы. Незаменимы при нанесении рисунка для несчетной вышивки лентами, бразильской вышивки, ришелье и т.п. Смываются обычной водой.
  • светоисчезающие - используются для кратковременной разметки при вышивке свободными, несчетными швами. Пропадает со временем от воздействия солнечных лучей и смывается водой. При использовании необходимо иметь в виду, что если климат места вашего проживания отличается повышенной влажностью, разметка маркера будет исчезать очень быстро.
  • маркеры для темных тканей - разметка белого цвета, смывается водой.

Разметку нанесенную маркерами ни в коем случае нельзя подвергать тепловому воздействию (гладить утюгом). Краска от воздействия тепла закрепляется и скорее всего вы уже не сможете отстирать вашу работу от разметки.

Наперсток

При шитье и вышивании нам приходится, протаскивая иглу через ткань, нажимать на нее сверху средним пальцем правок руки. Хотя игла со стороны ушка тупа, при многократных нажимах на нее на пальце образуется ранка. Чтобы предохранить кожу от ранения, пользуются наперстком.

Наперсток представляет собой тонкий металлический, пластмассовый или бакелитовый колпачок. Его размер подбирается в соответствии с толщиной пальца: наперсток не должен сидеть на нем слишком плотно или свободно. лучше всего наперстки из нержавеющего металла с верхушкой из камня. Бакелитовые наперстки неудобны и легко ломаются.

Надевая наперсток на палец впервые, обыкновенно испытывают чувство сильного неудобства, однако, проявив немного терпения, к нему привыкают и убеждаются, что он - отличный помощник в работе.

При выполнении тонких вышивальных работ - английской вышивки, вышивки ренессанс и др., от уколов иглы часто страдает указательный палец левой руки, поддерживающий материю с изнанки. Для предохранения пальца употребляется специальный наперсток из кости, металла или пластмассы. Наиболее практичны целлулоидные наперстки, которые могут раздвигаться и таким образом подходят для пальцев различной толщины.

Стежкоукладчик (gem-наперсток)

Стежко укладчик поможет вам придать вашей вышивке более аккуратный вид, за счет того, что нити для вышивания будут ложится ровно, без скручивания. Стежкоукладчик может быть изготовлен из различных материалов; дерево, металл, кость, стекло или даже пластик. Одевается обычно на безымянный палец той руки, которой вышивают. Очень удобен при вышивании лентами и нитями типа ленточных или шнуровидных.
Стежкоукладчик легко сделать самостоятельно, закрепив с помощью лейкопластыря обрезанную и затупленную швейную булавку на наперстке в виде кольца.

Кондиционер или воск для ниток

При вышивании нитями с добавлением металлика, шелковыми и смешанными нитями, незаменимым помощником станет воск или кондиционер для ниток. Кондиционер облегчает вдевание нити в иголку, уменьшает трение нити, снимает статическое электричество, которое провоцирует спутывание ниток, увеличивает срок службы нитей и готового продукта.