Декоративная архитектура. Части здания, декоративные архитектурные элементы

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Апсида , абсида (от греч. Hapsis , род. падеж h apsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. См. ползучая арка.

Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс).


Аркатурно-колончатый пояс – см. Аркатура.

Архитрав — см. антаблемент.


Аттик
(от греч. Attikos — аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика. рисунок

Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Барабан – цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Бегунец — декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид) — надстройка над зданием, обычно круглая в плане

Вазон — декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.




Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания. См. гульбище, паперть.

Гирлянда — орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко.

Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике.

Глава , главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Гребни, гребешки — в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть.

Дентикулы — см. сухарики.

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII — XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике.

Закомара (от др.рус. комара — свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. рисунок

Замковый камень, замок (зам`ок) – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма.




Затяжка — горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода.

Зубец (мерлон) — выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы — «ласточкин хвост».

Карниз — см. антаблемент.

Капитель — верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером.

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. В период узорочья кокошниками также украшались окна.




Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров.




Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

Коруна — многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону.

Кубышчатая колонна — опора с плавным расширением в центральной части

Купол (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) – вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.

Ласточкин хвост — вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.



Л опатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов. См. также пилястра.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна.




Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Мерлон — см. зубец

Наборная колонка — столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья.



Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.

Нартекс, притвор (позднегреч. Narthex , от греч. narqhx — ларчик, шкатулка) – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo — порядок) – художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей.

Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Ордер — важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Паперть – помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Печура — сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.




Ползучая арка — арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.




Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для древнерусской архитектуры характерны перспективные порталы.

Портик (от лат. porticus) – характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн (иногда-пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттиком или фронтоном.




Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Прясло — участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре — участок стены между двумя башнями.

Разорванный фронтон — декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко.




Раковина, рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины) — мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма.




Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).

Сухарики, дентикулы — декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (напр., барокко) используют слово дентикулы.

Тимпан (греч. tumpanon ) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье) — просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia — лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.

Фриз (франц. frise)

  1. в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; рисунок
  2. сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий (см. также разорванный фронтон).




Херувим — декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко.

Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью («восьмерик на четверике»).

Шатер , шатровое покрытие – завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.

Ширинка — декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок.




При создании раздела были использованы материалы сайта http://www.archi.ru , «Архитектурно-строительный словарь» В.С.Поплавского и др. источники

Попалась мне такая ссылка и подумала, что нелишне будет иметь под рукой подобный материал, где в иллюстрациях наглядно показано, как называется та или иная часть здания или сооружения в различных архитектурных стилях. К сожалению, по ссылке текст содержал массу ошибок и опечаток, которые пришлось отредактировать - типа "антаМблемент", или "наос (пела)" вместо "наос (целла)". Вроде бы все исправила, но если заметите что-то пропущенное, напишите в комментах, пожалуйста.

Иллюстрация Условные обозначения
А - дорический ордер:
з - метопа, б - триглиф, в - карниз, г - фриз, у - архитрав, е - капитель, ж - ствол колоны, з - каннелюры, и - антаблемент.

Б - ионический ордер:
а - карниз, б - фриз, в - архитрав, г - капитель, д - ствол колоны,
е - база колоны, ж - стереобат, з - антаблемент.

В - коринфский ордер:
а - карниз, б - фриз, в - архитрав, г - капитель, д - ствол,
е - база колонны, ж - стереобат, з - стилобат.

Г - план древнегреческого храма:
а - колонны периптера, б - ступени стереобата, в - пронаос,
г - наос (целла), д - опистодом, е - внутренние колонны,
ж - интерколумний.

а - односкатная
б - двускатная крыша;
в - вальмовая (четырехскатная) крыша;
г - полувальмовая крыша;
д - вальмовая крыша с козырьком;
е - мансардная крыша с фронтоном;
ж - мансардная вальмовая крыша;
з - мансардовая крыша с дополнительным скатом;
и - бочкообразная крыша;
к - шедовая крыша;
л - крестовая крыша;
м - складчатая конусообразная крыша;
н - луковичная глава;
о - сомкнутая кровля;
и - круглая односкатная крыша;
Р - пирамидальная крыша;
с - коническая крыша; т-купольная крыша;
у - ромбовидная крыша;
ф - скатная крыша с луковицей.
а - крестоцвет;
б - фиал;
в - крабб;
г - галерея;
д - вимперг;
е - ажурное окно;
ж - стержень фиала;
з - консоль.
А - крестовый свод;
Б - монастырский свод;
В - цилиндрический свод;
Г - купольный свод;
Д - сомкнутый свод;
Е - стрельчатый свод;
Ж - крещатый свод;
3 - зеркальный свод: а - зеркало, б - падуга;
И - парусный свод: а - парус;
К - византийский свод: а - парус;
Л - готический (звездчатый) свод.
А - полуциркульная, или круговая арка; а - замковый камень.
Б - пологая арка.
В - круговая плоская (лучковая) арка.
Г - трехцентровая (коробовая) арка.
Д - приподнятая арка.
Е - подковообразная арка.
Ж, 3 - трехлопастные арки.
И - стрельчатая арка.
К - стрельчатая сжатая арка.
Л - стрельчатая зубчатая арка.
М - килевидная арка.
а - окно верхнего яруса;
б - трифорий;
в - лопатки (лизены);
г - аркада;
д - импост;
е - опорный столб.
а - нервюры;
б - аркбутаны;
в - фиал;
г - пинакль;
д - контрфорс;
е - опорный столб;
и - центральный неф;
к - боковой неф;
л - цоколь.
а - портал трансепта;
б - венец капелл;
в - центральная апсида;
г - средокрестие;
д - центральный и боковые нефы трансепта;
е - боковые нефы;
и - порталы западного фасада;
к - центральный неф;
л - хор с обходной галереей.
а - восточные башни хора;
б - восточный хор;
в - ризница;
г - трансепт;
д - южный неф;
е - многогранное завершение хора;
ж - башня над средокрестием;
з - продольный неф;
и - западные башни хора;
к - западная башня.
а - западные башни;
б - продольный неф;
в - башенка на средокрестием;
г - трансепт;
д - боковой неф;
е - хор;
ж - аркбутаны;
з - галерея хора;
и - капелла хора;
к - двор;
л - соборные залы для бедных и паломников;
м - контрфорсы.
а - северная башня;
б - южная башня;
в - башня средокрестия;
г - звуковая аркада башни;
д - ствол башни;
е - фронтон хора;
ж - карнизы апсиды;
з - карликовая галерея;
и - декоративная аркада восточной (центральной) апсиды;
к - северная апсида;
л - декоративная аркада нижнего яруса апсид;
м - цоколь;
н - башня с ромбоидальной крышей над хором;
о - южная апсида.
а - купол среднего нефа;
б - фиал;
в - галерея (обходная);
г - окно в замке алтаря;
д - радиальные капеллы;
е - окно капеллы;
ж - цокольный карниз;
з - цоколь;
и - аркбутаны;
к - контрфорсы.
а - полуциркульный фриз;
б - лопатка;
в - дуги архивольта перспективного портала;
г - архивольты с орнаментальными и скульптурными украшениями;
д - люнет или тимпан;
е - карниз импоста;
ж - колонна портала;
з, л - колонны с венчающей скульптурой в уступах;
и - ступени портала;
к - двери портала;
М - цокольный карниз;
Н - цоколь.
а - крестоцвет;
б - ажурный фриз;
в - вимперг с ажурным наполнением;
г - контрфорс;
д - краббы;
е - консоль скульптуры;
ж - статуи дверного обрамления;
з - цоколь;
и - ступени портала;
к - окно с крестоцветом;
л - шпиль фиала;
м - стержень фиала;
н - архивольты готического портала;
о - балдахин фиала;
П - тимпан;
р - дверная перемычка;
с - дверная решетка.
Фасад древнерусского храма:
а - глава;
в - окна барабана;
г - основание барабана;
д - апсиды;
е - орнаментальные архивольты перспективного портала;
ж - перспективный портал;
з - аркатурно-колончатый пояс барабана;
и - закомары;
к - прясло;
л - окно;
м - аркатурно-колончатый пояс;
н - кронштейны аркатурно-колончатого пояса;
о - профилированные лопатки с полуколоннами.
План крестово-купольного храма:
а, б, в - апсиды;
г, д, ж, е - ветви архитектурного креста;
и - южный портал;
з - северный портал;
(и, з - боковые порталы);
к - лопатка с полуколонной;
л - столбы;
м - главный, западный портал.
а - глава;
б - резной орнаментальный пояс барабана;
в - пояс кокошников;
г - килевидные закомары;
д - окно с килевидным обрамлением;
ж - прясла;
з - резной перспективный портал;
е - резной орнаментальный трехполосный пояс;
и - барабан главы;
к - окна барабана;
Л - лопатки с приставленными к ним полуколонками;
м - цоколь;
н - архивольты перспективного портала.
а - венчающий шар;
б - фонарь купола;
в - купол;
г - аттик купола;
д - барабан купола;
е - боковой купол;
ж - крыша среднего нефа;
з - аттик;
и - колонны большого ордера;
к - ребра купола;
л - фронтон.
а - крестоцвет;
б - крабб;
в - фиал;
г - парапет с ажурной резьбой;
д - многогранная башня;
е - треугольный фронтон;
ж - междуэтажный карниз;
з - окно с ажурной резьбой;
и - аркатура;
к - фриз;
л - вимперг;
м - перспективный портал.
а - венчающий карниз;
б - сдвоенные полуциркульные окна со средней раздельной колонной;
в - подоконный карниз;
г - подоконный карниз;
д - квадровая кладка из тесанного камня (рустовка);
е - арочный портал;
ж - вход в палаццо.
а - вальмовая крыша;
б - карниз аттика;
в - аттиковый этаж;
г - цоколь аттика;
д - венчающий карниз;
е - угловая скульптура;
ж - балюстрада;
з - межэтажный карниз;
и - рельефная плита;
к - угловая пилястра;
л - цокольный этаж;
м - цоколь;
н - база пилястры;
о - пилястра большого ордера;
п - вход в палаццо;
р - ступени входа;
с - рустовка.
а - фриз;
б - замковый камень;
в - гирлянда;
г - фестон;
д - импост;
е - пилястра;
ж - поперечины оконного переплета;
з - карниз подоконного парапета;
и - поле подоконного парапета;
к - цокольный карниз;
л - консоль с несущей скульптурой;
м - база пилястры;
н - консоль с маской и листьями аканфа.
а - колоннада барабана;
б - ступенчатый цоколь барабана;
в - угловая башня;
г - портик;
д - купол фонаря;
е - фонарь;
ж - купол;
з - карниз купола;
и - аттик купола;
к - карниз барабана;
л - венчающий карниз;
м - угловая башня;
н - полукруглое окно;
о - карнизный пояс;
п - фронтон портика;
р - цоколь.
а - фриз;
б - консоль;
в - венецианская раковина;
г - венчающий элемент;
д - карниз;
е - полуколонна;
ж - пилястра;
з - оконная стойка с гермой;
и - наружный подоконник;
к - ниша для скульптуры;
л - перемычка.
а - завершение башни;
б - фонарь башни;
в - крыша башни;
г - помещение в верхнем ярусе башни;
д - башенная галерея;
е - башенные часы;
ж - ствол башни;
з - пирамидальная крыша;
и - поперечный фронтон;
к - венчающий карниз;
л - круглый боковой эркер;
м - окно винтовой лестницы;
н - парные колонны;
о - главный вход.

Примечание: стоит иметь в виду, что эти иллюстрации хороши для первичного знакомства с архитектурными деталями, то есть указано далеко не все. Вообще надо будет потом сделать еще подборку иллюстраций примерно таких, как ниже, и еще порыться в своих англоязычных источниках...

Элементы декорирования фасада здания демонстрируют мотивы барочного стиля.

Различные элементы декорирования используются дизайнерами, чтобы выразить ту или иную идею и подчеркнуть стилевое направление. Каждый период человеческой истории знаменовался определенным подходом к декорированию домов. Еще во времена Древнего Египта и Древнего Шумера храмовые и дворцовые сооружения имели в своей конструкции поддерживающие кровлю столбы-колонны с лепными элементами и росписью. В культуре Древней Азии также использовались разнообразные элементы декора стен. В процессе формирования государства Древней Греции и присоединения к нему различных территорий с народностями, обладающими определенными навыками зодчества, была разработана ордерная система, ставшая впоследствии основой для многих европейских стилей. Лепные элементы в разных стилевых направлениях видоизменялись, дополнялись, приобретали новые черты и формы, однако, при этом не менялась их основа, которая и была признаком базового стиля. Если вы планируете придать дому классический вид, нужно украсить его лепными элементами. При этом вид этого декора будет говорить о вашей приверженности тому или иному историческому периоду в архитектуре.

Элементы декорирования фасада указывают на классический стиль дома.

Существуют разнообразные архитектурные элементы здания, многие из которых мы уже рассматривали, как, например: колонны, портики, фронтоны, порталы. Рассмотрим еще один важнейший архитектурный элемент - апсиду, используемую в самых разных стилях. Апсида представляет собой выступ фасада, имеющий кровельное покрытие. Первые апсиды появились в древнеримских храмах, термах. Чаще всего в то время этот важный архитектурный элемент имел полукруглую форму и был покрыт полукуполом. В романском стиле апсида украшалась «слепыми» арками, нередко расположенными в несколько ярусов. В христианских храмах эпохи Ренессанса, классицизма, барокко абсида приобрела прямоугольную, трех-, пяти- или многогранную форму с рядом декоративных ложных арок на колоннах - так строили в Северной Италии, Сирии, на постаментах такие арки возводили в России и в Закавказье. В регионах Кавказа апсиды делали треугольными. В современном строительстве апсиды будут уместны в зданиях, выстроенных в романском стиле, напоминающем средневековые замки. Подойдут они и для стиля барокко, создав плавность фасада. Аспиды могут быть украшены лепными элементами, инкрустациями, росписью, мозаикой.

Апсида собора с ложными арками и декором в восточном стиле. г. Монреаль.

В современных частных домах апсида подчеркивает стилевое направление, поддерживает его, придает фасаду пластичность.

Важным архитектурным элементом здания, формирующим стиль фасада, могут стать люнетты. Этим термином обозначается часть стены, представляющую собой сегмент круга, ограниченный сверху аркой, а снизу - горизонтальным наличником. Люнетты могут быть сквозными с окнами и глухими, с незаполненным пространством, либо украшенными лепными элементами, росписью, мозаикой. Классические люнетты оформлялись каменными выступами различного профиля. В эпоху готики этот архитектурный элемент здания выделяли сложным объемным рельефом, лепниной, шпилями. Нередко поле люнетты заполняли цветной витражной мозаикой. Барочные люнетты отличались богатой росписью или барельефами.

Оформление люнетты церкви Сант-Эусторджо. г. Милан.

Люнетты на стене и фронтоне здания с классическими мотивами.

Классический стиль предусматривает законченность сооружений, что выражалось через различные элементы, предназанченные для обозначения границ архитектурных частей конструкции фасада. К примеру, архитектурный элемент здания - акротерионы - устанавливались по сторонам фронтона на постаментах или ими украшали дверные проемы. В Древней Греции эти архитектурные элементы сооружались на храмовых постройках (храм Афины на о. Эгине; храм Немезиды в Аттике). К наиболее ранним относят изображения лиры, грифа, позже это были пальметты, вьющиеся лозы, волюты, скульптуры. Различные изменения этот лепной элемент претерпел во времена Ренессанса, его нередко стали использовать для элемент декора стены и на углах зданий.

Варианты лепнины акротерионов.

Архитектурные элементы декора стен времен античности и архаики вытачивались из камня, преимущественно из мрамора. Встречались также лепные элементы из гранита, туфа, песчаника. Во времена Римской империи стали создавать декоративные элементы из бетона. В некоторых регионах архитектурные элементы зданий изготавливали из дерева: известны знаменитые сооружения в Южной Азии, созданные из прочных пород древесины. В последние десятилетия, после многолетней моды на конструктивизм и минимализм, в сооружениях для частного или общественного использования вновь в моде лепные элементы, украшающие фасады. Появление искусственных материалов - полимеров - упростило и ускорило создание декора разных типов сложности. Полиуретановые декоративные элементы легки, просты в установке, не требуют участия в работе высокопрофессиональных скульпторов, что существенно снижает стоимость фасада.

Полиуретановые элементы декора стен и кровли помогают создавать образ современного дома в стиле барокко.

Основные архитектурные элементы являются важной составляющей фасадов, созданных в историческом стиле. Сейчас есть возможность оформить фасады строений изделиями из полиуретана, выбрав их по каталогу на сайте, либо сделав индивидуальный заказ. Важнейшие архитектурные элементы здания сделают здание особенным, запоминающимся, выделят на фоне окружающих его строений. Многие из них представлены в разделе Словарь терминов. Здесь можно найти определение того или иного элемента, его описание и применение.

Применение декоративных элементов на стенах и окнах способно преобразить внешний вид любого здания к лучшему. Колонны, замковые камни, арки, лепнина и консоли позволяют скрыть различные недостатки и усилить внимание на достоинствах постройки. Главное – грамотно все разместить. Если вы планируете возвести не простой загородный дом, а настоящий коттедж, усадьбу – вам необходимо получить базовые знания том, какие архитектурные элементы фасада здания существуют, из чего они делаются и как устанавливаются. Все это вы можете найти здесь.

Для начала рассмотрим те декоративные элементы фасада, которые располагаются не на оконных проемах, а просто на стенах. Большая их часть показана на изображениях, приведенных выше и ниже.

Карниз – выступающий элемент. Как правило, он тянется вдоль всей стены и визуально разделяет ее и крышу либо разбивает саму плоскость стены на несколько отдельных зон. По месту своего расположения карниз бывает подкрышный, межэтажный и цокольный.

Руст – прямоугольные накладки по углам стен, также известные как бассаж. Как правило, они чередуются по размеру и имеют друг между другом небольшие отступы. Также рустами называют внешнюю отделку фасада прямоугольными каменными плитами, внешняя часть которого остается неотесанной.

– круглый декоративный элемент на стене, снабженный объемным рисунком с узорами. Как правило, устанавливается над входом в здание или по центру фронтона.

Фреска – цветное изображение, нанесенное на стену при помощи штукатурки или иных материалов. При создании подобных декоративных элементов огромное внимание необходимо уделять стойкости к внешним воздействиям.

Барельеф – объемное изображение, выступающее наполовину из стены. Один из самых древних архитектурных элементов фасада и вместе с тем наиболее сложный. Имеет подвид, называемый горельефом – в нем отдельные части рисунка могут выступать из стены более чем на 50%. Оба элемента и другие схожие с ними украшения стен в общем называются лепниной.

– сквозной или глухой проем с полукруглым верхом. Чаще всего используется для обрамления входной двери или крупных окон. Нередко дополняется своими декоративными элементами.

Филенка – прямоугольное выдвинутое или заглубленное обрамление какого-либо декоративного элемента, например, розетки. Иногда встречаются филенки и других форм, а также те, что не имеют внутри каких-то украшений.

Фриз – прямоугольная полоса, обрамляющая определенную часть фасада. Часто располагается рядом с карнизом (из-за этого иногда возникает путаница в терминах).

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения

Консоль – выступающая из стены опора, закрепленная только на одном конце. Как правило, используется для поддержки балкона, карнизов и прочих относительно тяжелых объектов, выходящих далеко за плоскость фасада. Карниз является не только несущим, но и декоративным элементом – он украшается лепниной, узорами и горельефами.

– ограждение балкона, террасы или лестницы, выполненное из балясин (фигурных столбиков сложной формы). Сверху дополняется перилами, а в некоторых случаях – вазами, расположенными на тумбах.

Колонна и ее составные части

Отдельно стоит выделить такой архитектурный элемент здания, как колонна . Это столб круглого или прямоугольного сечения, используемый в качестве как несущей детали, так и украшения внешнего вида фасада. Изготавливается из камня, дерева, металла и прочих строительных материалов. Условно колонну можно поделить на три части.

  1. База – нижнее основание колонны. Как правило, его диаметр больше, чем у основной части данного архитектурного элемента. База колонны должна быть очень крепкой, так как на нее давит значительная масса.
  2. Ствол или тело колонны – основная часть архитектурного элемента. Как уже было сказано выше, имеет квадратное либо круглое сечение. Иногда ствол колонны сужается к своей верхней части. Тело может быть как гладким, так и рельефным – с горизонтальными и вертикальными желобами.
  3. Капитель – верхняя часть колонны, как правило, больших размеров, чем ее основная часть. Равномерно распределяет нагрузку на ствол от поддерживаемой конструкции. Капитель снабжается лепниной, узорами консолями.

Также стоит отметить два подвида колонн – полуколонна и пилястра . Первая представляет собой архитектурный элемент в виде столба круглого или квадратного сечения, выступающий из стены на 50-75%. Как правило, устанавливается у дверных проемов и чаще служит не конструкционным, а декоративным элементом. Пилястра – небольшой вертикальный выступ, по своей форме и устройству напоминающий колонну. Выполняет исключительно декоративную функцию.

Архитектурные элементы оконных и дверных проемов

Перейдем к еще одной очень важной части фасада – оконным и дверным проемам. Рассмотрим основные декоративные элементы, используемые для их обрамления и украшения.

Сандрик – небольшой карниз, часто прямоугольной формы и с фронтоном, расположенный над окном, дверью и нишей. Снабжается лепниной, узорами и прочими декоративными элементами. Помимо функции украшения фасада, сандрик прикрывает оконные стекла от дождя.

Замковый камень – декоративный элемент клиновидной формы, располагающийся посередине карниза или сандрика оконного проема или арки.

Наличники – планки, установленные по краям оконного проема и ориентированные вертикально. Украшаются лепными деталям и резьбой. Дополняются откосами – металлическими или иными поверхностями, украшающими оконный проем по своей внутренней части.

– плоскость фронтона над окном и под проемом арки, обрамляющим его. Украшается лепниной, розеткой, узорами, барельефами, а иногда – фресками.

Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада

Декоративные элементы фасада изготавливаются из самых разных материалов, здесь же рассмотрим самые популярные варианты.


Видео — Фасадный декор: пошаговая инструкция монтажа

Установка архитектурных элементов фасада из пенополистирола – пошаговая инструкция

Рассмотрим поэтапно процесс установки архитектурных элементов для фасада, изготовленных из пенополистирола.

Список инструментов

В качестве вступления рассмотрим список инструментов, которые могут вам понадобиться для выполнения подобной работы.

Таблица. Установка архитектурных элементов фасада – список инструментов.

Название инструмента Для чего применяется

Нанесение на стену или тыльную сторону декоративного элемента клеевой смеси.

Работа со шпаклевкой или клеевой смесью на узких участках декоративных элементах или на криволинейных поверхностях, где требуется особая точность.

Нанесение шпаклевки или клеевой смеси на прямые и крупные поверхности декоративных элементов из пенопласта.

Приготовление клеевой смеси для пенополистирольного декора или замешивание шпаклевки.

Приготовление и хранение клеевой смеси и шпаклевки.

Контроль положения декоративного элемента по вертикали и горизонтали.

Измерение расстояний.

Нанесение краски на элементы декора и предварительная грунтовка поверхностей под их монтаж.

Резка упаковки или мелких деталей из пенопласта.

Раскройка и распиливание пенопласта. В случае отсутствия заменяется ножовкой с мелким зубом.

Для работы на высоте более 2 метров.

Горная романтика, простота и неуловимая, особенная красота кроются в домах, построенных в стиле шале. Их не зря называют комбинированными, потому что строятся они одновременно из дерева и камня. Благодаря этому, такие постройки обретают уникальные свойства. , проекты которых довольно разнообразны, уже давно привлекают внимание архитекторов.

Установка декоративных элементов на оконные проемы

Начните украшение своего дома архитектурными элементами с одной из самых важных частей любого фасада – с оконных и дверных проемов.

Шаг 1. Подготовьте сами стены и проемы к работам по декорированию – завершите возведение всех конструкций, утеплите дом и закройте теплоизоляционный слой черновой отделкой. В данном случае коттедж укрыт плитами из пенопласта, которые затем были покрыты армирующей сеткой и штукатуркой.

Шаг 2. Все архитектурные элементы дома, представленные в этом примере, будут фиксироваться на стенах при помощи специального клеевого состава. Для лучшего сцепления предварительно нанесите на оконные проемы и прочие части здания, куда будет крепиться декор, грунтовку.

Шаг 3. Распакуйте декоративные элементы для оконных проемов. Проверьте их целостность и комплектность. Те детали, которые будут скрепляться друг с другом на углах оконных проемов, подрежьте под углом 45°. В домашних условиях для этого применяйте нож с выдвижным лезвием или ножовку с мелкими зубцами. А на изображении ниже можно увидеть, как для выполнения данной задачи используется раскаленная нихромовая нить – лучший инструмент для разделки пенопласта, позволяющий добиться идеально ровного среза.

Важно! При желании и наличии соответствующих инструментов вы можете произвести декоративные элементы для фасада самостоятельно. Для этого соберите станок для резки пенопласта нихромовой нитью и подготовьте металлические шаблоны, повторяющие своей формой профили тех или иных архитектурных деталей.

Шаг 4. Приготовьте клеевую смесь для монтажа деталей из пенополистирола.

Шаг 5. Нанесите слой клея на поверхности возле оконных проемов, куда впоследствии будут накладываться декоративные элементы из пенополистирола. Для выполнения этой работы используйте зубчатый шпатель.

Шаг 6. Нанесите тонкий слой клеящей смеси на тыльную сторону той детали декора из пенопласта, которую вы собираетесь в данный момент установить на фасаде.

Шаг 7. Установите на оконных проемах декоративные наличники. Как уже было показано в предыдущем шаге, нанесите клей на саму стену и его же, но тонким слоем, на саму деталь. Затем установите ее в нужном месте и хорошенько прижмите. Выровняйте положение вручную или при помощи строительного уровня и перейдите к остальным частям декоративного наличника.

Шаг 8. Произведите аналогичные действия и с прочими декоративными элементами проемов – подоконной планкой и карнизом.

Шаг 9. Установите декоративные элементы из пенопласта при помощи клеящей смеси на балконный проем.

Шаг 10. На заранее отмеченные места закрепите замковые камни и прочие особо сложные декоративные элементы для проемов. Как правило, их устанавливают после армирования и шпаклевки наличников, карнизов и прочих подобных деталей.

Установка декоративных элементов на стены и углы

Теперь перейдем к стеновым декоративным элементам фасада. В данном случае производится установка межэтажного молдинга и углового руста.

Шаг 1. По периметру стен отмерьте на переходе между первым и вторым этажом идеально ровную горизонтальную линию. Выводите ее строго по показаниям строительного уровня.

Шаг 2. По ранее нарисованной линии нанесите полосу клеевой смеси, по высоте сопоставимую с устанавливаемым декоративным элементом. Как и при работе с оконными проемами, используйте шпатель-гладилку с зубцами.

Шаг 3. Нанесите тонкий слой клеевой смеси на обратную сторону одной из частей межэтажного молдинга, а затем приклейте эту часть на отведенное ей место. Начинайте данную работу с одного из углов здания.

Шаг 4. Установите на другой стороне угла такую часть межэтажного молдинга. Для стыковки с предыдущем элементом подрежьте заранее у них края под углом 45°.

Шаг 5. Произведите установку остальных частей межэтажного молдинга. При этом плотно стыкуйте их друг с другом и обязательно проверяйте соответствие горизонтальности строительным уровнем.

Важно! В случае если по каким-либо причинам зазор между двумя примыкающими друг к другу элементами из пенопласта становится слишком большим, обработайте стык специальной клеевой смесью.

Шаг 6. Заранее на бумаге рассчитайте, на каких высотах относительно земли будут располагаться элементы углового руста.

Шаг 7. Пользуясь линейкой и уровнем, перенесите цифры с плана на сами углы – проставьте нужные отметки.

Шаг 8. Перед той частью руста, которая будет примыкать к цоколю, закрепите армирующую сетку – нанесите клеевую смесь, утопите в нее сетку и замажьте той же смесью сверху.

Шаг 9. Нанесите клеевую смесь на тыльную сторону одного из элементов руста и плотно прижмите его к месту установки, ориентируясь по заранее проставленным меткам.

Шаг 10. Повторяйте предыдущий шаг и установите все элементы руста. По таким же принципам производится монтаж и остальных декоративных изделий из пенопласта на фасад дома.

Армирование и финишная отделка архитектурных элементов фасада из пенополистирола

На установке работа с архитектурными элементами из пенопласта для фасада не заканчивается – их необходимо защитить при помощи армирования и шпатлевки, а затем произвести финишную отделку краской.

Шаг 1. Подготовьте смесь для закрепления армирующей сетки на фасадном декоре.

Шаг 2. При помощи шпателей разных размеров нанесите данную смесь тонким слоем на все поверхности декоративных элементов из пенопласта на углах, переходах между этажами и оконных проемах.

Шаг 3. Вырежьте куски армирующей сетки необходимой длины/ширины и укройте ей все элементы декора из пенопласта. При этом нужно соблюдать нахлест между соседними отрезками. Укладывайте сетку таким образом, чтобы ее края выступали за сами элементы и прижимались к стене.

Шаг 4. Прижмите при помощи шпателей армирующую сетку к деталям из пенопласта так, чтобы полотно полностью повторяло форму декоративных элементов.

Шаг 5. Нанесите на сетку сверху еще один слой клеящей смеси и загладьте все шпателем и щеткой.

Шаг 6. Дополнительными отрезками сетки усильте углы между наличниками и карнизами (и подоконными элементами) на проемах.

Шаг 7. Нанесите на поверхности всех декоративных элементов финишную шпаклевку.

Шаг 8. Установите оконные отливы, закрепив их на саморезы. Затем герметиком замажьте стыки данной детали с декоративными элементами из пенопласта.

Шаг 9. Завершите финишную отделку декоративных элементов фасада – покройте их несколькими слоями краски.

После завершения всех этих операций приступайте к финишной отделке цветной штукатуркой всей поверхности фасада здания.

Каждому, кто собирается приступить к ремонту и отделке фасада здания или внутреннего пространства, нужно знать основные названия элементов декора. Эти знания необходимы не для того, чтобы раскидываться ими по сторонам в попытке выглядеть знающим человеком, а для того, чтобы облегчить себе задачу по поиску этих самых декоративных элементов. И заодно понимать то, что говорит архитектор, дизайнер или отделочники, которые будут помогать Вам преображать интерьер или фасад, если Вы не полагаетесь только на собственные силы. Понятия, приведенные здесь, изложены в максимально понятной форме без использования большого количества терминов для того, чтобы в них легко было ориентироваться.

От А до Б

Антаблемент – по сути это балка, перекрытие пролета, иногда служащая завершением стены . Она состоит из трех частей – архитрав, фриз и карниз. Является несомой частью и все ее составные элементы в каждом из ордеров, будь то ионический, дорический или коринфский, имеют различные пропорции, которые определяются исходя из параметров колонны. Сочетание антаблемента с колоннами является главным признаком классического стиля. После Ренессанса антаблемент стал появляться отдельно от колонн в качестве завершения верхней части стены. Если применяются пилястры или полуколонны, антаблемент выписан вокруг них. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Например, без фриза антаблемент считается неполным, без архитрава он облегченный.

Арка представляет собой перекрытие проема криволинейного типа, расположенного в стене, или пролета, находящегося между двумя опорами (это могут быть как колонны, так и опоры моста). Это криволинейный брус, который создает боковой распор при отделке фасада. Арка может быть полуциркульная – если есть сечение полуокружности, стрельчатая – если состоит из двух арок, которые сходятся под углом, лучковая – если дуга менее полуокружности, и многолопастная – когда используется сочетание нескольких небольших арок.

Архивольт – обрамляет арочный пролет и выделяет его из стены. Это чисто декоративный элемент, с успехом применяемый при отделке интерьеров и фасадов. Так же в роли архивольта может выступать архитрав из лепнины или криволинейная тяга, которая окаймляет наружную поверхность арки или оконного проема .

База – это нижний элемент колонны или пилястры, служащий их основанием.

Балюстрада – лестничное ограждение, которое может использовать на балконах и террасах. Обычно он небольшой по высоте и состоит из фигурных столбцов, на которых сверху положены перила или балки.

Балясины – как раз относятся к балюстраде и являются теми самыми невысокими столбцами, которые иногда могут быть украшены резным декором . Они поддерживают ограждающие перила.

От З до К

Панно – обычно это живописное произведение, призванное заполнить пустующую часть стены для придания ей большей декоративности и выразительности. Панно может быть настенным или помещаться на потолке, в таком случае оно называется плафоном. Может быть выполнено в виде барельефа, лепной или резной, а также керамической композиции.

Парапет – проще всего описать как невысокое сплошное ограждение, стенка, которая ограждает покрытие здания, балкон или террасу, набережную или мост. На него часто ставят вазы и статуи.

Пилон – похожие на башню сооружения, устанавливаемые по обеим сторонам от входа. Впервые стали известны в эпоху Среднего царства в Египте, где имели форму усеченной пирамиды. Обычно имели большое сечение и несли на себе плоские или сводчатые перекрытия. Позднее, использовались для поддержки несущих тросов в висячих мостах. Архитектура классицизма использовала эти элементы в уменьшенном виде при въездах на территорию дворцов и парков.

Портал – архитектурный вход в здание, выполненный либо с плоскими либо с арочными перемычками. В архитектуре Древнего Востока был известен еще один вид – пештаки. Позднее в романской и готической, а также древнерусской архитектуре применялись перспективные порталы в виде уступов с колонками в углах, соединенными архивольтами.

Портик – это ряд колонн, которые объединены аттиком и фронтоном. Иногда в роли объединителя выступает только аттик. Получил свое распространение со времен архитектуры Греции и Рима, а затем часто использовался в классицизме.

Пилястра или пилястр – является вертикальным выступом с прямоугольным сечением, размещаемым на стене или столбе. Имеет те же пропорции и части, что и колона, только без энтазиса (утолщения в средней части). Является чисто декоративным элементом и может конструктивно усилить стену.

От Р до С

Рокайль – неразрывно связан со стилем рококо и представляет собой орнаментальный мотив на основе стилизации раковины.

Ротонда – так обычно называют круглую постройку вроде павильона, зала, храма или мавзолея, которая обычно венчается куполом.

Руст, рустик или рустовка – кладка из рельефных камней или облицовка стен такими камнями с выпуклой поверхностью, которая и называется рустом. Такой прием служит для оживления фасада здания и придания ему массивности. Часто рустику имитируют штукатуркой при помощи разбивки стены на полосы и прямоугольники.

Сандрик – чаще используется снаружи зданий, чем в интерьерах и выполняет декоративную роль. Он выполнен в виде небольшого карниза, который размещается над окном или дверным проемом, может иногда опираться на консоли и венчаться фронтоном.

От Т до Ф

Тимпан – это внутреннее пространство фронтона, в его углублении, которое может быть треугольным, полуциркульным или стрельчатым. Помещается оно над окном или дверью. В него часто помещают скульптуру, гербы и живописные изображения.

Фасад – одно из самых главных понятий в архитектуре – наружная сторона любого здания. Ее название зависит от того, какой конфигурации будет постройка. Различают главный, уличный, боковой, парковый, дворовый и другие виды фасадов. Их пропорции и членения зависят от назначения здания и его стилистики, а также конструкции.

Фриз – в ордерах архитектуры это средняя часть антаблемента, которая располагается между архитравом и карнизом. Также это сплошная полоса скульптурных, декоративных, живописных и других изображений, которая обрамляет верхнюю часть стены или поверхность пола в помещении, а также может служить полем ковра.

Фронтон – обычно является завершающей частью фасада, колоннады или портика. Обычно треугольной формы, иногда бывает лучковым. Ограничен боковыми скатами и карнизом в основании. Часто в уменьшенном виде фронтон используется в качестве украшений дверей и окон.

В конце алфавита

Цоколь – является выступающей нижней частью стены здания или колонны, располагающейся на фундаменте. Ее обрабатывают рустовкой или профилями, производят декоративную обработку.

Энтазис – утолщение ствола колонны в его средней части для создания эффекта напряженности. Обычно служит для устранения иллюзии вогнутости ствола.