Блок питания: с регулировкой и без, лабораторный, импульсный, устройство, ремонт. Самодельная паяльная станция на базе Hakko T12

Популярный набор Hakko T12 позволяет изготовить неплохую паяльную станцию за небольшие деньги. Этот набор уже рассматривался на муське, из-за чего я и решил его приобрести. Под катом мой опыт сборки станции в корпусе из доступных компонентов. Возможно кому-то будет полезно.

То, что получилось в итоге.

Сборка ручки подробно описана в предыдущем обзоре поэтому я не стану ее рассматривтаь. Замечу только, что главное быть внимательным при позиционировании контактных площадок. Важно, чтобы обе площадки для припаивания подпружиненного контакта находились рядом на одной и той же стороне, потому что если ошибиться, то перепаивать довольно сложно. Я видел эту ошибку у нескольких обзорщиков на youtube.

Так как китайская картинка с распиновкой выглядит несколько запутанно, я решил нарисовать более понятную. Порядок контактов от вибродатчика к контроллеру значения не имеет.

В комментариях возник спор о правильном положении вибродатчика, он же датчик угла SW-200D. Этот датчик служит для автоматического перехода паяльника в ждущий режим, в котором температура жала становится 200C до момента пока паяльник снова не возьмут в руку. Эксперементально было установлено единственно верное положение датчика. Переход в спящий режим происходит в том случае, если от датчика более 10 минут не приходит никаких изменений и соответственно выход из спящего режима случается если хоть какие-то колебания были зафиксированы.


В данном датчке показания о вибрации возможны только в момент когда шарики косаются контактной площадки. Если шарики лежат в стакане, то никаких данных поступать не будет. Поэтому датчик нужно припаивать стаканом вверх, а контактной площадкой в сторону жала. Стакан у датчика выглядит как цельнометаллическая грань, а контактная площадка сделана из желтоватого платсика.

Если расположить датчик стаканом вниз (в сторону жала), то датчик не будет срабатывать при вертикальном расположении паяльника и его придется трясти чтобы выйти из спящего режима.

Таймаут перехода в спящий режим можно регулировать в меню. Для перехода в меню конфигурации нужно зажать кнопку на валкодере (нажать на регулятор температуры) при выключеном питании контроллера, включить контроллер и отпустить кнопку.
Время перехода в спящий режим регулируется в пункте P08. Можно установить значение от 3 минут до 50, другие будут игнорироваться.
Для перемещения между пунктами меню нужно кратковременно зажимать кнопку валкодера.

P01 ADC reference voltage (obtained by measuring the TL431)
P02 NTC correction (by setting the temperature to the lowest reading on the digital observation)
P03 op amp input offset voltage correction value
P04 thermocouple amplifier gain
P05 PID parameters pGain
P06 PID parameters iGain
P07 PID parameters dGain
P08 automatic shutdown time setting 3-50 minutes
P09 restore factory settings
P10 temperature settings stepping
P11 thermocouple amplifier gain

Если по каким-то причинам вам мешает вибродатчик, его можно отключить замкнув SW и + на контроллере.

Для того чтобы выжать максимальную мощность из паяльника, его нужно питать напряжением 24V. При питании 19V и выше не забываем удалить резистор

Используемые компоненты

Сам паяльник - реплика Hakko T12 с контроллером

Самым полезным оказалось T12-BC1

Оказалось, что под каждое жало нужно калибровать температуру отдельно. Мне удалось добиться расхождения в пару градусов.

В целом паяльником очень доволен. Вместе с нормальным флюсом научился паять SMD на уровне, о котором раньше и не мечтал:

Планирую купить +142 Добавить в избранное Обзор понравился +129 +243

___________________________________________________________________

ПАСПОРТ.

Электропривод с таймером

на медогонку

ЭП/Т - 12 В.

__________________________________________________________________

Назначение электропривода ЭП/Т - 12 В.

Электропривод с регулировкой частоты вращения и таймером предназначен

для установки на 2-х - 4-х рамочные, шкивные и редукторные медогонки

заводского изготовления. Предел регулировки частоты вращения

двигателя от 25 до 300 оборотов в минуту. Предел регулировки таймера от

20сек до 4 минут с пошаговой регулировкой 20, 40, 60 сек.

1.5, 2.0, 2.5, 3.0, 3.5, 4.0 минуты и подачей звукового сигнала по истечению

заданного времени. Электропитание привода осуществляется от АКБ 12В/55А.

Время работы от заряженного аккумулятора при полностью загруженной

медогонки (18 кг.) в безостановочном режиме не менее 5.5 часов. При

использовании щелочных (железнодорожных) аккумуляторов время работы

ЭП увеличивается в несколько раз.

1. Общие указания

2-х - 4х рамочные медогонки заводского изготовления.

Электропитание привода осуществляется от аккумулятора 12В/55А.

1.2. При покупки ЭП убедитесь в том, чтобы в гарантийном талоне были

проставлены штамп магазина, подпись продавца и дата продажи,

подтверждающие право потребителя на бесплатный ремонт в течение

гарантийного срока, а также сверте № ЭП (находящийся на нижней


стороне блока управления) с № в гарантийном талоне.

1.3 Перед установкой ЭП внимательно изучите настоящее руководство.

1.4 Электропривод постоянно совершенствуется, поэтому возможно

некоторое расхождение между описанием и фактическим исполнением.

1.5 Из-за большого количества типов и размеров медогонок унифицировать и

производить некоторые детали (стойка датчика скорости)

непредставляется возможным.

1.6 На некоторые привода устанавливается электродвигатель мощьностью 90

Ватт. Данный двигатель имеет вентеляционные отверстия в корпусе

(одно с боку и четыре сверху). Медогонка, с установленным 90 Ваттным

двигателем на ЭП, при работе должна быть обязательно закрыта

верхними крышками!

Или же, данные отверстия на двигателе рекомендуется заклеить

фильтрующим материалом, чтобы при качке предотвратить попадание

медовой “ пыли ” внутрь двигателя.

2. Технические данные .

2.2 Ток потребления в рабочем режиме - 2.0 А/h.

2.3 Ток потребления в холостом режиме - 100 mA.

2.4 Интервал рабочих температур от + 5 С до + 55 С.

2.5 Режим работы продолжительный.

2.6 Предел регулировки частоты вращения двигателя от 25 до 300 об/мин.

2.7 Предел регулировки таймера 20, 40, 60сек 1.5, 2.0, 2.5, 3.0, 3.5, 4.0

3 В комплект поставки изделия входит:

3.1 Паспорт.

3.2 Скоба крепления с электродвигателем и блоком управления.

3.3 Клиновидный ремень.

3.4 Датчик скорости (ДС).

3.5 Шкив с переходником. (В зависимости от медогонки, шкивная или

редукторная, поставляется один из переходников.)

3.6 Ответная часть ДС (магнит).

3.7 Пластиковые стяжки (3 шт.)

3.8 Болт крепления.

4. Требование по техники безопасности.

4.1 ЭП электробезопасен.

4.2 Для предотвращения случайных коротких замыканий в ЭП все

аккумулятор от ЭП.

4.3 Неправильное подключение ЭП к аккумулятору может вывести его из

строя. Не забывайте об этом.

5. Установка ЭП на шкивную медогонку.

5.1. Демонтируйте заводской шкив с медогонки.

5.2. Оденьте шкив с переходником на ось медогонки и закрутите болт

крепления.

5.3. Наденьте клиновидный ремень на шкив двигателя и шкив медогонки,

разметьте (через скобу двигателя) и просверлите (достаточно одного,

крайнего) отверстие в поперечене.

5.5 .Из тонкого металла изготовте стойку для датчика скорости (ДС).

Закрепите её болтом крепления подшипника оси медогонки. Закрепите

датчик скорости на стойке так, чтобы растояние между ним и ответной


частью датчика (магнитом находящемся на одной из спиц шкива) было

не более 4-5 мм. Провода идущие к плате управления обязательно

закрепите на поперечине с помощью пластиковых стяжек(или

изоленты). Чёрная точка на ДС должна быть направлена в сторону

ответной части (магнита).

6. Установка ЭП на редукторную медогонку.

6.1. Расшплинтуйте ось редуктора.

6.2. Раскрутите болты крепления и снимите его.

6.3. Установите шкив с осью на место редуктора (при необходимости

обрезав ось).

6.4. Засверлите и зашплинтуйте ось.

6.5. Ответная часть датчика скорости находится на одной из спиц шкива.

привода на шкивную медогонку.

7. РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА.

7.1. Установите переключатель направления вращения медогонки в

среднее положение.

7.2. Подключите 12В, должен засветиться зелёный индикатор. При

подключении ЭП к АКБ НЕЗАБЫВАЙТЕ: Красный крокодил – плюс,

чёрный-минус.

7.3.Нажмите кнопку Старт/ стоп ,засветится красный индикатор

указывающий на работу таймера и жёлтый индикатор контролирующий

работу датчика скорости (ДС). Прокрутите вручную медогонку, при

этом жёлтый индикатор должен моргать. Если этого не происходит, то

отрегулируйте расстояние и высоту между датчиком и его ответной

частью, так чтобы происходило чёткое срабатывание.

7.4.Включите переключатель направления в любую сторону, и проверьте

работу привода.

8 . Порядок работы.

На лицевой части электронного блока находится:

Регулятор скорости вращения, совмещённый с выключателем, в

крайнем левом положении электропривод выключен, ниже находится

тумблер, предназначенный для переключения направления вращения

медогонки влево или вправо. В среднем положении тумблера

электродвигатель отключён.

Так же на лицевой панели находится галетный переключатель выбора

временных выдержек таймера и кнопка старт/стоп.

Поверните регулятор скорости из крайнего левого положения

вправо до щелчка, при этом должен загореться зелёный световой

индикатор. Галетным переключателем установите необходимую Вам временную выдержку. Переведите тумблер из среднего положения в нужную сторону вращения и нажмите кнопку старт/стоп, включится

двигатель и засветится красный индикатор, указывающий на работу

таймера и жёлтый индикатор контролирующий работу датчика скорости

(ДС). Регулятором скорости выставьте нужные обороты. При

вращении барабана медогонки жёлтый световой индикатор будет

моргать, указывая на работу ДС. Кнопкой старт/стоп Вы можете в

любое время, прервать или запустить работу привода, после запуска

отсчёт времени начнётся сначала. По истечении заданной выдержки

времени выключится двигатель, потухнут жёлтый и красный

индикаторы и прозвучит звуковой сигнал.

9. ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

9.1. Допускается нагрев мотора до 60 градусов.

9.2. Обязательно закрепите провод, идущий от датчика скорости на

поперечине медогонки.

9.3. Перед эксплуатацией медогонки после транспортировки или

хранения ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте состояние ДС прокрутив

медогонку вручную. Зацепление ДС о переходник шкива

НЕ ДОПУСТИМО!

9.4. ДС срабатывает только от” плюса” или “минуса” магнита. В случае его

перестановки не забывайте об этом.

9.5. Скобу крепления электродвигателя (внутреннюю часть) очищайте от

загрязнения после каждого дня качки, т. к. она является радиатором

охлаждения для электронных компонентов находящихся в блоке

управления.

9.6. Барабан медогонки без ЭП должен вращаться легко, без

сопротивления.

9.7.При использовании щелочных (железнодорожных) аккумуляторов

время работы ЭП увеличивается в несколько раз.

9.8.Защищайте ЭП от атмосферных осадков.

9.9.В зимнее время ЭП необходимо хранить в сухом, отапливаемом

помещении.

10. Гарантийные обязательства.

10.1. Производитель гарантирует соответствие электропривода

требованиям технических условий при соблюдении потребителем

правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации,

установленных настоящим руководством.

10.2 Гарантийный срок эксплуатации 12 месяцев со дня продажи

электропривода через торговую сеть.

10.3. Гарантия не распространяется на изделия без отметки даты

продажи торгующей организации в гарантийном талоне, а также

изделия, имеющие механические повреждения корпуса, проводки и

10.4. В случае поломки электропривода в течение гарантийного срока,

его вместе с руководством по эксплуатации необходимо сдать в

10.5. Гарантия на электродвигатель не распространяется.

10.6. Не подлежит гарантии после внесения Потребителем в конструкцию

ЭП изменений и проведения доработок, а также использование

сборочных единиц, деталей, комплектующих изделий, не

предусмотренных нормативными документами. Причинения

Потребителем повреждений, вследствие которых ЭП вышел из строя.

Гарантийный ремонт не производится, если повреждения возникли

вследствие перегрузки или неправильной эксплуатации, а также

небрежной эксплуатации (падения, внешних механических

повреждений, действия внешнего пламени, попадания посторонних

предметов, насекомых внутрь ЭП и др.), а также в результате

стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.).

11. Электропривод соответствует ТУ37.003.1032-80.

Электропривод не требует обязательной сертификации.

С вопросами и предложениями по работе ЭП обращаться:

,

Эл. почта: E - mail : DimSto @ yandex . ru

Или на сайте: www . dimsto . aaanet . ru

В настоящее время импульсные электронные трансформаторы благодаря малым размерам и весу, низкой цены и широкому асортименту, широко применяются в массовой аппаратуре. Благодаря массовому производству, электронные трансформаторы стоят в несколько раз дешевле обычных индуктивных трансформаторов на железе аналогичной мощности. Хотя электронные трансформаторы разных фирм могут иметь отличающиеся конструкции, схема практически одна и та-же.

Возьмём для примера стандартный электронный трансформатор маркированный 12V 50Ватт, который используется для питания настольного светильника. Принципиальная схема будет такая:

Схема электронного трансформатора работает следующим образом. Напряжение сети выпрямляется с помощью выпрямительного моста до полусинусоидаьльного с удвоенной частотой. Элемент D6 типа DB3 в документации называется "TRIGGER DIODE”, - это двунаправленный динистор в котором полярность включения значения не имеет и он используется здесь для запуска преобразователя трансформатора. Динистор срабатывает во время каждого цикла, запуская генерацию полумоста. Открытие динистора можно регулировать. Это можно использовать например для функции подключенной лампы. Частота генерации зависит от размера и магнитной проводимости сердечника трансформатора обратной связи и параметров транзисторов, обычно составляет в пределах 30-50 кГц.

В настоящее время начался выпуск более продвинутых трансформаторов с микросхемой IR2161, которая обеспечивает как простоту конструкции электронного трансформатора и уменьшение числа используемых компонентов, так и высокими характеристиками. Использование этой микросхемы значительно увеличивает технологичность и надежность электронного трансформатора для питания галогенных ламп. Принципиальная схема приведена на рисунке.

Особенности электронного трансформатора на IR2161:
Интеллектуальный драйвер полумоста;
Защита от короткого замыкания нагрузки с автоматическим перезапуском;
Защита от токовой перегрузки с автоматическим перезапуском;
Качание рабочей частоты для снижения электромагнитных помех;
Микромощный запуск 150 мкА;
Возможность использования с фазовыми регуляторами яркости с управлением по переднему и заднему фронтам;
Компенсация сдвига выходного напряжения увеличивает долговечность ламп;
Мягкий запуск, исключающий токовые перегрузки ламп.


Входной резистор R1 (0,25ватт) – своеобразный предохранитель. Транзисторы типа MJE13003 прижаты к корпусу через изоляционную прокладку металлической пластинкой. Даже при работе на полную нагрузку транзисторы греются слабо. После выпрямителя сетевого напряжения отсутствует конденсатор, сглаживающий пульсации, поэтому выходное напряжение электронного трансформатора при работе на нагрузку представляет собой прямоугольные колебания 40кГц, модулированные пульсациями сетевого напряжения 50Гц. Трансформатор Т1 (трансформатор обратной связи) – на ферритовом кольце, обмотки подключенные к базам транзисторов содержат по пару витков, обмотка, подключенная к точке соединения эмиттера и коллектора силовых транзисторов – один виток одножильного изолированного провода. В ЭТ обычно используются транзисторы MJE13003, MJE13005, MJE13007. Выходной трансформатор на ферритовом Ш-образном сердечнике.


Чтоб задействовать электронный трансформатор в импульсном , нужно подключить на выход выпрямительный мост на ВЧ мощных диодах (обычные КД202, Д245 не пойдут) и конденсатор для сглаживания пульсаций. На выходе электронного трансформатора ставят диодный мост на диодах КД213, КД212 или КД2999. Короче нужны диоды с малым падением напряжения в прямом направлении, способные хорошо работать на частотах порядка десятков килогерц.


Преобразователь электронного трансформатора без нагрузки нормально не работает, поэтому его нужно использовать там, где нагрузка постоянна по току и потребляет достаточный ток для уверенного запуска преобразователя ЭТ. При эксплуатации схемы надо учитывать, что электронные трансформаторы являются источниками электромагнитных помех, поэтому должен ставиться LC фильтр, предотвращающий проникновение помехи в сеть и в нагрузку.


Лично я использовал электронный трансформатор для изготовления импульсного источника питания лампового усилителя . Так-же представляется возможным питать ими мощные УНЧ класса А или светодиодные ленты, которые как раз и предназначены для источников с напряжением 12В и большим выходным током. Естественно подключение такой ленты производится не напрямую, а через токоограничительный резистор или с помощью коррекции выходной мощности электронного трансформатора.

Обсудить статью СХЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ТРАНСФОРМАТОРА ДЛЯ ГАЛОГЕННЫХ ЛАМП

ЭЛЕКТРОСПЕЦ

ЭЛЕКТРОСПЕЦ

Электрооборудование металлообрабатывающих станков,
принципиальная электрическая схема управления ЭП вертикально-фрезерного станка

Принципиальная электрическая схема управления ЭП вертикально-фрезерного
станка (рис. 4.5-4)

Назначение . Для управления режимами работы и ЭО фрезерного станка модели 654.
Примечания:
1. Шпиндель станка приводится во вращательное движение от АД мощностью 13 кВт при угловой скорости 141 рад/с через коробку скоростей с 18 ступенями и изменением скорости от 2,5 до 125 рад/с. Переключение скоростей - вручную.
2. Продольное и поперечное перемещение стола в диапазоне регулирования скоростей подачи от 10 до 1000 мм/мин и вертикальное перемещение шпиндельной бабки в диапазоне регулирования от 4 до 400 мм/мин - от двигателя постоянного тока (ДП) через коробку подач при бесступенчатом электрическом регулировании угловой скорости в диапазоне 10:1. Электромеханическое регулирование скорости обеспечивают рабочие подачи и быстрые перемещения стола и шпиндельной бабки станка.
3. Изменение направления движения осуществляется электромагнитными муфтами, встроенными внутри корпуса коробки подач. Электромагнитные муфты обеспечивают как независимое включение всех трех перемещений, так и их одновременное действие.
Основные элементы схемы.
ДЩ, ДС, ДО - приводные АД с короткозамкнутым ротором шпинделя,
насоса смазки, насоса охлаждения.
ДП - двигатель постоянного тока для движений подач.
МУ - магнитный усилитель для питания и регулирования ДП.
Примечания:
1. Трехфазный магнитный усилитель имеет обмотки:
- рабочие (w р), включенные через диоды (Д1... Дб);
- управления (w y), включенные на регулятор скорости (PC).
2. Обратная связь выполнена в двух вериантах:
- отрицательная обратная связь по напряжению (Uон) на зажимах якоря;
- положительная обратная связь по току (Uпт), получаемому от выпрямителя (ВП2), подключенного к трансформатору тока (ТТ)
КШ, КП и КТ - контакторы шпинделя, пусковой и торможения.
РОП и РН - реле отсутствия питания в обмотке возбуждения двигателя
постоянного тока (ОВДП) и реле напряжения на якоре ДП.
РМ - реле максимальное, для ограничения тока якоря до значения Iя=2Iном
РП1 - реле промежуточное, для размножения контактов цепей наладки.
РП2 - реле промежуточное, для коммутации цепей быстрого установочного перемещения стола или шпиндельной бабки станка.
ВШ, ВП2, ВПЗ - выпрямители для цепей торможения, управления,
возбуждения.
Тр. -трансформатор цепи торможения.
Органы управления.
ВШ - выключатель шпинделя, для выбора направления вращения («левое» - «откл.» - «правое»).
Кн.П1 и Кн.П2 - кнопки «пуск» ДШ и ДП.
Кн.Б и Кн.Т - кнопки «быстро» и «толчок», для управления быстрым перемещением стола (шпиндельной бабки) и в толчковом режиме.
Kн.CI и Кн.С2 - кнопки «стоп» ДШ и ДП.
Режимы управления.
Рабочий (полуавтоматический) - от Кн.П1, Кн.ГО и ВШ.
Наладочный - от Кн.Т.